Медалью «За оборону Сталинграда» награждены более тысячи речников – жителей Алексеевки и Хвалынска

2 февраля в нашей стране отмечается День воинской славы. В этот день, 81 год назад завершилась Сталинградская битва, переломившая ход Великой Отечественной войны.
В битве участвовали войска Сталинградского, Юго-Восточного, Юго-Западного и Донского фронтов, Волжская военная флотилия и Сталинградский корпусной район ПВО.
Наш рассказ сегодня о Волжской военной флотилии…


26 октября 1941 года было принято решение о создании на Волге бригады военных кораблей, командующим назначен контр-адмирал Дмитрий Дмитриевич Рогачёв. В состав флотилии входило 7 канонерских лодок,14 бронекатеров, 33 катерных тральщика, две плавучие зенитные батареи, железнодорожная батарея и два батальона морской пехоты. Из состава Средне-Волжского речного пароходства военным морякам в отряд учебных кораблей были переданы буксирные пароходы: «С. М. Киров», «Громов», «Руднев», «Усыскин», «Чапаев», «Щорс». Изначально флотилия базировалось в Сталинграде, в марте 1942 года переведена в Ульяновск.


До начала Сталинградской битвы флотилия проводила траление фарватера от вражеских мин, занималась проведением судов через опасные участки, отражала атаки вражеской авиации на гражданские суда. С июля 1942 года Волжская военная флотилия состояла в оперативном подчинении командования Сталинградского фронта.


В ходе битвы корабли флотилии оказывали огневую поддержку частям Красной Армии, занимались высадкой десантов, переправкой оружия, боеприпасов и продовольствия в Сталинград, вывозили раненых, женщин и детей. Два бронекатера имели на вооружении реактивные миномётные установки, выполняя задачи «Катюш».


Весной 1942 года, когда Волга ещё не полностью очистилась ото льда, буксирные пароходы Алексеевского затона, переоборудованные под военные канонерские суда и баржи, пошли к Сталинграду. Судовые команды формировались из лучших капитанов, механиков и матросов. Флагманом флотилии был пароход «Победитель» под командованием капитана Ф.В. Иванова. За ним шли пароходы «Усыскин», «Н.Щорс», «Федосеенко», «Н.Руднев», «В. Чапаев», «Варяг» и другие. Позднее они влились в Волжскую военную флотилию.


Летом и осенью 1942 года Алексеевский судоремонтный завод (Хвалынского района) ремонтировал волжские буксирные катера, ставил на них зенитные пушки и отправлял на Сталинградский фронт. На этих катерах, приспособленных для военных нужд, воевали алексеевские речники в качестве капитанов, механиков, матросов: Луцков Василий Яковлевич, Володин Сергей Емельянович, Петров Иван Петрович, Казанцев Григорий Андреевич, Сорокин Иван Ефимович, Горбачев Иван Андреевич, Одинцов Павел Андреевич и многие другие.


Кроме ремонта судов, алексеевские речники занимались переоборудованием судов: буксирные пароходы «Щорс» и «Чапаев» были переоборудованы под канонерские лодки и отправлены летом 1942-го на Сталинградский фронт.


В ноябре-декабре 1942 года корабли и вспомогательные суда флотилии были единственным средством доставки людей и грузов в осаждённый город.


Одинцов Павел Андреевич (1915 г.р.), уроженец села Алексеевка Хвалынского района, до войны окончил Горьковский речной техникум и в начале августа был назначен механиком на буксирный пароход «Николай Щорс». Он вспоминал, что на рубке была установлена броня и две 100-мм пушки, капитаном назначен черноморский моряк Карасиков Сергей Николаевич: «Хочется много тёплых слов сказать в адрес нашего замечательного командира, старшего лейтенанта Сергея Николаевича Карасикова. Я лишь помню, что кадровый морской офицер-балтиец Сергей Николаевич был требовательным командиром и очень чутким человеком, храбрым и хладнокровным. Он был душой и сердцем нашего большого матросского братства. Добрым словом следует помянуть и механика корабля, инженера, капитан-лейтенанта Александра Ивановича Щолокова. Он тоже пришёл к нам с Балтики. Мы, краснофлотцы, знали, как тяжело было нашим командирам – их семьи оставались в блокадном Ленинграде. Но Карасиков и Щолоков были сто

йкими и верными. Экипаж за это любил и уважал их». (Зеленюк Г. Трое из шестидесяти восьми.//Водный транспорт. № неизвестен. Ноябрь-декабрь 1975 г.).


В жаркие дни августа 1942 года, когда Волгу постоянно бомбили вражеские самолёты, канонерка «Николай Щорс» выходила на боевые позиции только ночью, с рассветом укрываясь в густых пойменных лесах.


Луцков Василий Яковлевич родился в Меровке Алексеевской волости Хвалынского уезда в 1908 году. В 1920 году окончил 4-классную школу. В Алексеевский затон Луцков пришёл весной 1931 года. Работал чернорабочим, потом матросом на буксире, потом доверили штурвал. Водили плоты из Камского устья до Астрахани, Сталинграда. В 1936 году он уже старший рулевой на плотоводе «Хусаин Ямашев». Ещё через два года на этом же буксире стал лоцманом. Великую Отечественную войну встретил уже старшим лоцманом. Водили баржи с верховьев Волги поближе к фронту, к Сталинграду, со снарядами, шпалами, продуктами питания.


В конце августа едва не попали под вражескую бомбёжку под Саратовом.
После окончания битвы суда Волжской военной флотилии занимаются перевозкой грузов уже для восстановления Сталинграда.


После войны Василий Яковлевич Луцков был переведён старшим штурманом на плотовод «Руслан», а позднее служил капитаном на пароходе «Владимир Ульянов».
Иванов Николай Петрович родился 1 декабря 1908 года в Царицыне (ныне Волгограде). Так сложилась судьба, что ему пришлось принимать участие в обороне родного города, который в ту тяжелую годину именовался Сталинград.


С юношеских лет Николай плавал на пароходах и буксирах матушки-Волги масленщиком, кочегаром, машинистом, механиком. Так же, как и Василий Яковлевич Луцков, Николай Иванович ходил на буксире “Хусаин Ямашев”. Водили баржи с сухогрузами от Нижнего Новгорода до Астрахани и обратно.


Летом 1942 года в городах Поволжья была объявлена повышенная боевая готовность – на буксире “Хусаин Ямашев” были установлены два 37-мм зенитных орудия, два пулемёта ДШК и два английских пулемёта “Браун”.


С этого момента суда Вольского речного пароходства находились на военном положении, непосредственном распоряжении ГКО. Вспоминает Н.П. Иванов: ” Наш буксир в трудные месяцы обороны Сталинграда водил баржи с разными военными грузами, продовольствием, вывозил раненых в города Верхнего Поволжья. Однажды на баржи погрузили большое количество тщательно упакованных ящиков. “Не трогайте ящики! – загадочно изрёк шкипер – в них консервы для защитников Сталинграда”. Прибыв в пункт назначения, шкипер пригласил нас посмотреть груз. В ящиках лежали тысячи мин. Если бы при налётах вражеской авиации одна из бомб упала на ящики с “консервами”? Когда вспоминаю, жутко становится.


До конца жизни не забуду буксировку до Казани парохода “Янка Купала” с сотнями раненых в трюме, кубриках и даже на верхней палубе. Беспрерывный стон, ругательства, бред покалеченных защитников Сталинграда не давали покоя членам команды. Как могли облегчали их боль и отчаяние…”


После войны много лет плавал на пароходе “Доктор Боткин”, в 1960-х ушëл на заслуженный отдых. До 1988 года проживал в Алексеевке с женой Марией, затем переехал в Хвалынск. Данный был записан материал в 1996 году, Николаю Петровичу было в это время 87 лет.


В период Сталинградской битвы волжский флот совершил более 35 тысяч боевых рейсов. В числе награждённых медалью «За оборону Сталинграда» свыше 1000 речников – жителей Хвалынска и Алексеевки.


Волжская военная флотилия была расформирована только в 1944 году, после завершения тральных работ – после того, как Волга была полностью очищена от мин.


С начала битвы на Волге и до 16 декабря 1942 года корабли Волжской флотилии совершили более 35 тысяч рейсов, перевезли на правый берег 88 тысяч бойцов и командиров Красной армии с вооружением и боеприпасами, а также 13 тысяч тонн грузов. Из Сталинграда они эвакуировали 47 тысяч раненых и около 7 тысяч женщин, стариков и детей. Артиллерией Волжской военной флотилии было уничтожено более трёх полков пехоты, подбито 20 танков, сбито 13 самолётов, разрушено более 100 дзотов и блиндажей, подавлено 26 артиллерийских батарей противника. За проявленный героизм и успешные действия 1-й и 2-й дивизионы бронекатеров были преобразованы в гвардейские, канонерские лодки «Усыскин» и «Чапаев» награждены орденами Красного Знамени.

При подготовке использованы материалы из фондов Хвалынского
краеведческого музея и интернет-источники.

Ольга Пучкова, научный сотрудник Хвалынского краеведческего музея