Каждая новая книга о нашем великом земляке Кузьме Сергеевиче Петрове-Водкине и Хвалынске (а это взаимосвязанные и неразрывные понятия) становится ещё одним бесценным вкладом в копилку, обогащающую наши знания и сознание.
Благодаря трудам и стараниям Валентины Ивановны Бородиной появилась на свет ещё одна замечательная книга «К. С. Петров-Водкин: творчество как содержание жизни». В этот сборник вошли доклады и выступления, прозвучавшие на IX-й научной конференции, посвящённой 145-летию со дня рождения художника. Тираж книги небольшой, всего 300 экземпляров, но нет никакого сомнения, что уже сложившийся читательский интерес к этому сборнику отнесёт его к разряду библиографической редкости.
Для нас, хвалынчан, книга, прежде всего, интересна тем, что в ней собрана эксклюзивная информация, которая нигде ранее не обнародовалась.
Доклады IX-й конференции разнообразны как по тематике, географии участников, так и по их профессиональному диапазону: в ней принимали участие не только искусствоведы, но и художники, педагоги художественных вузов страны, музейные сотрудники, историки, архитекторы, дизайнеры и культурологи.
Никогда ещё не собиралась такая звёздная команда на наших конференциях, только кандидатов искусствоведения было 7 человек, ещё и кандидаты истории и архитектуры.
В интервью для нашей газеты Валентина Ивановна рассказала о том, какие открытия и находки ждут читателей нового сборника.
? Валентина Ивановна, о творчестве Петрова-Водкина написано множество книг и статей. Порой кажется, что его биография и творческое наследие изучены настолько подробно, что «белых пятен» уже не осталось. Что нового, доселе неизвестного удалось узнать о нашем гениальном земляке на этой конференции?
Для меня новым и очень важным стал доклад Марии Александровны Реформатской – кандидата искусствоведения, преподавателя Московского университета имени Ломоносова, дочери известного советского лингвиста, доктора филологических наук Александра Александровича Реформатского (1900-1978).
Она ввела в научный оборот небольшие воспоминания отца, который в 1932 году плыл на пароходе по Волге два с половиной дня (с 19 по 21 сентября) на отрезке от Самары до Нижнего Новгорода.
Это была последняя поездка Петрова-Водкина по Волге, он возвращался с семьёй из Хвалынска, где отдыхал. Чем меня поразили эти короткие воспоминания? Реформатский не сразу узнал в новом знакомом известного художника, но его поразили разносторонние дарования спутника и абсолютный музыкальный слух. Надо заметить, что Кузьма Сергеевич играл на скрипке и фортепиано, причём современники считали его импровизации на фортепиано настолько талантливыми, что предрекали ему известность в области исполнительства в случае предпочтения им музыки; профессионально играл в шахматы, знал современный ему литературный процесс.
Нужно помнить, что Кузьма Сергеевич родился в семье волжского неграмотного грузчика и бывшей крестьянки, и за довольно короткий срок он сумел вобрать в себя предшествующую культуру и обогатить её своими собственными открытиями.
?Валентина Ивановна, задам вопрос, который, наверное, часто задают Вам: «Как получилось, что Петров-Водкин, родившийся в простой семье, в захолустном городке царской России, стал гением?»
Этот вопрос и меня не оставлял в покое все эти годы. В прошлом году мне пришлось очень плотно заниматься ранним дневником Кузьмы Сергеевича, которому в момент его ведения было всего 15-17 лет. По дневниковым записям осознавала, что его гениальность, если можно так выразиться, не врождённая, а приобретённая. Он очень быстро повзрослел, из отрока, мало чем отличавшегося от сверстников, стал вдумчивым, любознательным, целеустремлённым юношей. И мне хотелось понять, что явилось таким «спусковым крючком» для духовного роста. Мой доклад на конференции и был попыткой ответить на этот вопрос.
Ответ не так прост, чтобы его сформулировать в двух словах для газетного интервью, потому что на его поиск мне потребовалось почти 45 лет. И доклад я читала 2 часа.
Если совсем упрощённо: в детские годы юный Кузьма пережил встречу со смертью, он чуть не утонул на Волге, когда ему было 11-12 лет. Его спас паромщик Илья Захаров – один из лучших хвалынских пловцов, к сожалению, сам утонувший, спасая людей, спустя некоторое время. Кузьма был свидетелем смерти своего спасителя. Это событие потрясло юного мальчишку и, как позже он написал в автобиографической повести «Хлыновск», «как-то по-особенному прочистился пережитием смерти». Этот внешний толчок поднял его по лестнице сознания на новую ступень, в иное мировоззрение, чем у большинства окружающих его людей, и это замечали те, кто соприкасался с художником.
Поэтому для меня свидетельства очевидцев особенно ценны. Ведь сама-то я с художником не была лично знакома и могу прикасаться к его мировоззрению только через его творчество художественное, литературное и через воспоминания окружающих его людей.
У человека, поднявшегося на новую ступень сознания (его называют «космическим», «универсальным», «недуальным»), начинают проявляться все человеческие способности. Отсюда занятия литературой, музыкой, живописью Кузьмы Сергеевича. Такие люди и составляют «сокровенное человечество», задача каждого из нас – двигаться в этом направлении.
Это не означает, что нам нужно пережить клиническую смерть или какой-то «классический ужас», чтобы, как писал Петров-Водкин, «сделать его творческим», но можно осознанно стремиться к этому.
Когда-то поэт Борис Пастернак говорил, что «пространством можно заразиться», думаю, что можно и нужно «заразиться» этим универсальным сознанием. Мы меняемся через людей, потому что узнаём себя через других. Мы смотримся в других, отсюда и поговорка: с кем поведёшься, от того и наберёшься. Всё, чем владел Петров-Водкин, потенциально владеет каждый из нас, но часто мы носим эти богатства и не знаем о них, поэтому уходим в мир иной «нищими», имея драгоценности внутри.
? Валентина Ивановна, но каждый из нас, накапливая знания и жизненный опыт, в конечном итоге уносит их с собой… И какая разница, если в конечном счёте мы все уйдём, – «нищий ты или «богатый»?
Вы, вероятно, помните слова: «всё остаётся людям», и важно, что и сколько ты оставил на Земле. Мы с Вами встречаемся в год 85-й годовщины со дня смерти Кузьмы Сергеевича, он умер 15 февраля 1939 года, а его энергия до сих пор питает жизнь, и мы о нём помним и «греемся» возле него. Это и есть бессмертие. Такие люди, как он, думают уже не об индивидуальном загробном бессмертии, а о бессмертии жизни. Для чего нужно «смотреться» в таких людей, которые достигли этих высот? Для того, чтобы найти в себе подобные богатства и оставить на Земле их свет.
Почему мне важны эти конференции (большинство участников приезжают на них на собственные деньги)? Потому что это люди, которые так же, как и я, через Петрова-Водкина пытаются обнаружить самих себя… Во время конференции мы обогащаем друг друга своими открытиями, помогая друг другу и осознавая каждый раз что-то новое. И по мере продвижения по лестнице сознания мы начинаем понимать, что при всех наших внешних различиях мы несём в себе универсальное, глубинное, общее, что каждый человек трёхсоставен – тело, душа и дух. Тело – лук, душа – тетива, дух – стрела. И цель нашей жизни натянуть как можно сильнее тетиву и выпустить стрелу.
И нам хотелось, чтобы эхо петрово-водкинского «голоса» продолжало звучать не только в творчестве современных художников, приезжающих к нам на августовские пленэры и фестивали, но и в сердцах людей как можно дольше, побуждая их к внутреннему движению к сокровенному человечеству.
Беседовал Алексей КАРПОВ