Мы все в одной лодке

– На селе можно только вместе, а как иначе? – отвечает на мой вопрос о важном в работе главы муниципального образования Киселёв Александр Николаевич, который уже 25 лет трудится на этом поприще. Коренной житель Северного,  родился в Благодатинском роддоме, окончил Саратовский строительный техникум им. Ленина, а потом и Саратовский экономический институт. – И 25 лет назад, и сейчас взаимопонимание, взаимовыручка – это те столпы, на которых стоит сельская жизнь. В 90-е туго приходилось всем: пенсия, заработная плата – не выплачивались, продукты невозможно было купить, всё было по баснословным ценам. Договаривался о поставке муки из Ульяновска по приемлемым ценам, тогда тонн 30-40 завезли.

– Есть какие-то отличия между деятельностью органов местного самоуправления тогда и сейчас? И как вы заступили на «службу»?

– В принципе то же самое, правда, у нас были полномочия налогового органа и ЗАГСа, паспортно-визовая служба была в администрации. Мы сами начисляли налоги, сами их собирали, и это было проще. Всех же знаем, соответственно, кто не заплатил, того «журили». Сами регистрировали браки, сами выдавали свидетельства о рождении и смерти, оформляли прописку, никуда не надо было ехать. Хотя отдельных сотрудников на это дело не выделялось, равно, как и денег. Всё делали сотрудники администрации. На тот момент в сельсовете был председатель( это неосвобождённая должность),он же и председатель Исполкома Силкин Владимир Григорьевич. Позже его назначили директором совхоза в Чёрном Затоне, а у нас произошло объединение власти, появился глава сельского Совета, на эту должность заступила Татьяна Михайловна Сазонова, но она вернулась работать заведующей детским садом в совхозе « Хвалынский», а мою кандидатуру рекомендовала Платонову Сергею Георгиевичу, в ту пору он возглавлял район. Так 9 апреля 1994 года я заступил на должность главы Северного сельского Совета.

– Какой был штат сотрудников сельсовета в 1994 году?

– Как сейчас, только водителя не было: два сотрудника, техничка и глава. Раньше везде так было. Жителей тогда было 1260 человек в нашем Северном сельском Совете, образованном в 1965 году. В него входили  Северный, Чёрный Затон, станция Красный Затон (там раньше останавливались поезда), Варваровка, Большая Фёдоровка, Груновка, Михайлёвка, Малая Карагужа, Русская Карагужа . Сейчас население Северного МО около 800 человек.Когда учился, только в школе было 350 детей, в садике  – 140, в моём классе  – 36 учеников. Сейчас в школе всего 47 ребятишек .

– За 25 лет работы было что-нибудь, что больше всего запомнилось, что забрало больше сил, но удалось решить и вздохнуть с облегчением?

– Наверное, это газификация села. Конечно, газ – это великое благо, но досталось оно нам очень тяжело. В 2005 году ко мне в дом пришло голубое топливо. Газ в посёлок завели раньше, а вот дома не сразу подключили. Люди убрали печи в ожидании подключения, прошла осень, наступили холода, а газ не подключали. Дело в том, что у района был долг перед газовой компанией, и она приостановила работы. Без печки жить летом и в начале осени можно, но с наступлением первых холодов пережить зиму без тепла – это подвиг. Только благодаря вмешательству Вячеслава Викторовича Володина и Валерия Васильевича Радаева, эту ситуацию удалось переломить. Помню, что меня подключили 25 декабря, ещё около сотни домов подключали уже в марте-апреле.

– Как же перезимовали-то?

– Тяжело, кто как, кто печку не сломал, кто обогреватель поставил, но жить в холоде и врагу не пожелаешь.  Мёрзли, но пережили вместе. Это сейчас газ в доме –  обыденность, а раньше возили газовые баллоны. А что такое привезти баллоны на 280 домовладений? Да их ещё и заправить надо. Когда совхоз развалился, с Сызранью договаривались, дрова и уголь подорожали, очень сложно было.

– Северный – очень интересное в историческом плане место, может быть, вам известны интересные факты о Медеме?

– Об этом начали говорить только после того, как этим стал заниматься Алексей Наумов. Хотя, когда пацаном был, знал некоторых жителей, которые работали у графа, они очень тепло о нём отзывались. Помню, когда был маленьким, Галина Ивановна Спиридонова, заведующая цехом маслозавода Совхоза №58 рассказывала, что у графа Медема делали три вида сыров и масло. Остались артезианская скважина, которая до сих пор снабжает водой жителей посёлка, и амбар.

– Что  изменило жизнь Северного муниципального образования за 25 лет? И в чём секрет столь длительной и успешной работы?

– Отсутствие базового крупного хозяйства изменило не только жизнь Северного, но, наверное , всей страны. Сейчас понемногу земля начинает работать опять. В нашем муниципальном образовании 12 фермерских хозяйств. Все фермеры оказывают содействие селу. У нас давно налажена и хорошо отработана система целевых сборов. Мы сами собираем средства, оплачиваем уличное освещение, решаем проблемы водоснабжения. Жители все с пониманием относятся к таким вопросам, это надо нам всем, чтобы поддерживать нашу жизнь на комфортном уровне. В прошедшем году только с помощью спонсоров отремонтировали школьный спортивный зал. Помогали все: земляки, которые уже не проживают в селе, фермеры. В итоге общее дело – ребятишкам на радость. Секрета нет – это всё понимание. Когда есть понимание со стороны сельчан, то и работать гораздо легче. Мы все в одной лодке. Хочется поблагодарить всех, кто откликается, и своих коллег за поддержку.

Татьяна Ушакова