О фронтовом корреспондентегвардии лейтенанте Михаиле Фомине


У каждой фронтовой газеты были свои добровольцы – военкоры: не только известные писатели, журналисты, дикторы, поэты, но и рядовые солдаты, владевшие словом и пером.
В моём домашнем архиве сохранился старый, выцветший от времени бумажный листок ежедневной красноармейской газеты «В бой за Родину!» № 58 от 18 марта 1945 года (отв. редактор П. П. Пигорев, полевая почта 39801), выходившей на Карельском фронте.
Сверху написано: «Смерть немецким оккупантам!» Ниже в рамочке: «Прочти и передай товарищу!».
На первой странице – заметки: «Николай Брушко мстит», «Отцовский наказ будет выполнен», «Танк в штурмовой группе», сводки СовИнформбюро.
На второй – под рубрикой «Бить врага наверняка!» – карикатура на фашистов «Довоевались», фотография лауреата Сталинской премии писателя – военкора Ильи Эренбурга, сообщения старшин, сержантов, красноармейцев из подразделений: «Баня в лесу», «Ленкомната в землянке», «Боевой листок командиру».
В середине большой репортаж «Уличный бой танков».
История 45-летней
давности
Этот репортаж написал гвардии лейтенант Михаил Фомин. В 1960 -70 годы газета «Звезда» не раз информировала своих читателей о встречах школьников города с ветераном войны Михаилом Васильевичем Фоминым, на которых он с гневом вспоминал:

  • В начале войны обнаглевшие враги по окопам ходили во весь рост. Но, когда наши снайперы начали сбивать спесь, уничтожая их десятками, они даже пищу стали переносить ползком!
    Не перу ли Фомина, известного снайпера, истребившего в годы Великой Отечественной войны 244 гитлеровца, принадлежит фронтовая заметка?
    Разорванный на сгибах, затёртый до дыр, наверное, не один раз прочитанный и долго хранившийся в полевой сумке или блокноте газетный лист передал моему отцу, Адольфу Степановичу Пестравскому, корреспонденту газеты «Звезда», сам Фомин в надежде, что появится публикация в местной печати.
    Прошло почти 45 лет, и я должна исполнить желание ветерана, написать о том, что не успел отец.
    УДИВИТЕЛЬНАЯ ФОТОГРАФИЯ
    Фотографию молодого бойца Михаила Фомина нашли в Хвалынском краеведческом музее – спасибо! Открыто улыбающийся, непосредственный и неунывающий, он напомнил мне всенародного любимца – балагура Василия Тёркина, с несгибаемым характером, сильной волей, солдатской смекалкой и умением! Удивительная фотография!
    За скупыми биографическими сведениями Михаила Васильевича, написанными на альбомном листке рукой ученика, – фронтовой путь.
    Из биографии
    Гвардии старший лейтенант Михаил Васильевич Фомин родился в 1915 году в селе Петропавловка Новоузенского района Саратовской области.
    1930 – окончил 7 классов.
    С 1938 года служил в армии.
    1942 – 1943 – сапёр, разведчик, снайпер на Северо-Западном фронте.
    1944 – прошёл ускоренный курс в танковом училище. 1944 – 1945 – командир танка, помощник начальника штаба батальона на Белорусском фронте.
    С 1945 года – член КПСС.
    За мужество и героизм, проявленные в боях по защите Отечества от фашистских захватчиков, награждён орденами Красного Знамени, Красной Звезды», медалями «За отвагу», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией», «20 лет Победы над фашистской Германией»…
    Но мало кто, наверное, знал, что Михаил Васильевич ещё был и фронтовым корреспондентом! Вот как он описывал тот самый уличный бой танков:
    «Известно, что в немецких городах и сёлах, как правило, все постройки каменные. Враг упорно обороняет каждый город и населённый пункт. Требуется больше усилий всех родов оружия, чтобы разрушить вражеские укрепления.
    Наши танки наступали на немецкий город. Во время подготовки к его захвату мы хорошо разведали огневые средства противника, подходы к населённому пункту, а в самом городе выяснили расположение улиц, площадей, характер строений. Для атаки выбрали скрытые подступы, выводящие во фланг и тыл…
    Под покровом ночной темноты танкисты подошли почти вплотную к городу. Но прежде чем начать атаку, я выслал вперёд пешую разведку из числа десанта. Разведчики установили, что в 70 метрах от нас, на окраине города, стоят немецкие танки и артиллерийские батареи. Мы мгновенно открыли огонь по врагу. Командир орудия, старший сержант Краснощёков вторым снарядом пробил броню фашистского танка, и танк запылал, как костёр. Пламя осветило расположение вражеских пушек. Мы снова открыли губительный огонь по немецким артиллеристам.
    Затем танки стали продвигаться вперёд вместе с десантниками-автоматчиками. Сразу же десантники захватили несколько первых домов, уничтожили засевших там фрицев.
    Когда мы захватили целый квартал, я ещё раз направил автоматчиков разведать силы неприятелей в центре города. Уничтожив огневые рубежи сопротивления немцев, танкисты вышли на противоположную окраину и прочно заняли входы и выходы из города. Таким образом, все пути отхода противника были отрезаны.
    При движении по городу танкисты проявили настороженность и по возможности избегали передвигаться по прямым улицам, обходили их. При необходимости танки поддерживали друг друга и охранялись десантниками от вражеских истребителей.
    Упорный бой разгорелся в городе. Здесь мы натолкнулись на сильное огневое сопротивление врага… Дело доходило до рукопашной схватки. Пехотинцы штыками и гранатой уничтожали фашистских захватчиков в зданиях и на улицах.
    Наши воины почти в упор из пушки расстреливали огневые точки противника, разрушали его укрепления. Особую борьбу вели танкисты и десантники с «фаустниками». Шквальным огнём из всех видов вооружения мы не давали поднять им головы.
    Но на одном из перекрёстков у здания вдруг внезапно поднялся истребитель. Он от нас находился всего лишь в 30 метрах и уже целился из «фаустпатрона». Радист Матеус заметил немца и из своего пулемёта расстрелял бандита.
    В этом бою проявил воинское мастерство и инициативу механик-водитель, гвардии старшина Шомсутдинов. Он искусно и уверенно вёл машину вперёд, атаковал цели и создавал условия для меткой стрельбы из-за укрытий. Наш танк был неуязвим.
    В результате умелых и согласованных действий с другими родами войск мы овладели городом без потерь в материальной части и живой силе.
    Гвардии лейтенант М. Фомин».
    Фронтовой репортаж, написанный за три месяца до падения Берлина, – важный вклад нашего земляка Михаила Васильевича Фомина в историческую хронику Победы, в живую летопись Великой Отечественной войны, в сохранение Памяти.
    Наталья ДОРОФЕЕВА