Путешествие по хвалынскому некрополюХвалынск и хвалынцы


Продолжая серию публикаций, объединённых общей темой, хотим рассказать нашим читателям о хвалынских купцах, оставивших богатейшее архитектурное наследие в исторической части города. Часто гости Хвалынска, задавая вопросы о том, кем был человек, построивший тот или иной старинный шикарный особняк, не могут получить от горожан вразумительного ответа.
Так уж сложилось, что в советское время не принято было вспоминать имена богатеев-благоустроителей, создававших архитектурный облик города. Их попросту на долгие десятилетия предали забвению, как представителей чуждого класса, но их национализированным наследием пользовались исправно.
Алексей Наумов, краевед-исследователь, автор многих книг о Хвалынске и восстановлению родства, приложил немало усилий, чтобы по крупицам воссоздать (в первую очередь, для земляков) забытые странички нашей общей истории.
В предыдущей публикации мы рассказывали о том, как варварски уничтожались места последнего упокоения именитых хвалынцев на старообрядческом кладбище. Склепы, памятники, надгробья либо бездумно крушили, либо использовали для хозяйственных нужд в качестве строительного материала, хотя в народе существует неукоснительное правило: с кладбищ ничего нельзя забирать домой, всё, что находится в «городе мёртвых», навечно принадлежит только им…
А наше сегодняшнее повествование Алексей Наумов посвятил людям, благодаря усилиям которых в Хвалынске появились, пожалуй, самые красивые памятники архитектуры.


– Для многих тысяч уроженцев Хвалынска дом купца Николая Сергеевича Солдаткина стал колыбелью, потому что в советское время особняк использовали как родильный дом. Мог ли хозяин предположить, сколько людей потом появится на свет в стенах его дома?! – вопрошает Алексей Наумов, начиная своё повествование. И продолжает:
– Судя по изображению на сохранившейся фотографии, Николай Солдаткин больше походил на отставного высокопоставленного офицера или университетского профессора, чем на провинциального купца. Умное, волевое лицо с высоким лбом, проницательными глазами, короткая бородка и роскошные седые усы придавали облику особый шарм.
В Хвалынском уезде Солдаткину принадлежали богатые земельные угодья, а в городе у него был собственный винный склад с погребами и известный всем нам особняк на Соборной площади.
Это место в городе было престижным, там неподалёку (на пустыре вокруг Соборной площади) многими годами ранее построил свою роскошную усадьбу купец Василий Михайлович Попов, известный в округе торговец солью (уличная фамилия Соляновский). В первой половине XIX века Соляновский был одним из «отцов города» и являлся попечителем строящегося собора. А когда у Попова безвременно умер сын, то в память о нём в 1840 году Василий Михайлович воздвиг на «новом» кладбище второй в своей жизни храм. С тех пор кладбищенская гора именуется Поповой в его честь. А в бывшей, перестроенной до неузнаваемости усадьбе Попова с постреволюционных времён и до наших дней бдительно несут свою службу блюстители общественного порядка.
А Николай Сергеевич Солдаткин в начале XX века увлёкся активным участием в политической жизни города. В годы Русско-японской войны открыто критиковал действия правительства на Дальнем Востоке, вследствие чего находился под наблюдением «охранки». В 1905 году вступил в партию кадетов.
К сожалению, достоверных сведений о том, как сложилась дальнейшая судьба вольнодумного хвалынского купца Николая Солдаткина, нет. Зато сохранился его особняк, который многие тысячи жителей города и района по праву считают местом своего появления на свет.
В нынешнем, XXI веке, нам трудно представить, что одно из самых красивых и монументальных зданий Хвалынска, бывшего кинотеатра, было возведено стараниями уроженца села Болтуновка (Ульянино) Василием Быковым.


О купце Василии Степановиче Быкове имеются разрозненные сведения. Известно, что он родился в 1855 году в селе Болтуновка Хвалынского уезда. У него была крепкая семья, состоящая из жены Анны Николаевны, дочери Натальи и трёх сыновей: Константина, Ивана, Александра.
В воспоминаниях местного старожила, жившего в городе начала XX века, Николая Тонконогова сохранился рассказ самого Василия Степановича: «Я ведь начал своё дело с икры. Купил бочку икры и в Нижний… на ярмарку. Там всю её продал в розницу, завелись деньжата, открыл торговлю по мелочи, а там пошло и пошло. Ведь была бы только охота, ведь нужно только пространство…»
До чего же просторно Василию Степановичу было в Хвалынске! Где он себя только ни пробовал, чем только ни занимался. В 1890 годах Быков пустил маслобойный завод на южной окраине города. Позднее торговал горюче-смазочными материалами. Арендовал в городе помещения для хранения нефтяных остатков, подвалы для разлива керосина и солярки.
В 1913 году управлял единственным в уезде складом нефтяных продуктов «Товарищества братьев Нобель». Ему же принадлежали плодовые сады и промтоварный магазин на Гостиной площади. Когда сыновья выросли, он создал торговый дом «Быков В. С. и сыновья». Двухэтажный каменный дом Быковых находился на углу улицы Телеграфная и Соборной площади.
Василий Степанович, будучи попечителем Казанского собора, на протяжении ряда лет принимал на постой саратовских епископов Гермогена, Алексия и Досифея. В своём родном селе на кладбище он построил деревянный православный храм (не сохранился).
Но апогеем деятельности купца Быкова, затмившего все его остальные деяния, можно считать здание кинотеатра или синематографа «Художественный», возведённого в 1911-1912 годах в стиле модерн по проекту архитектора Юрия Николаевича Терликова, автора ныне сохранившегося храма Хвалынска.


(Продолжение следует)
Алексей КАРПОВ