В минувший четверг, 28 марта, в художественно-мемориальном музее Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина состоялась лекция Валентины Ивановны Бородиной, посвящённая детству и отрочеству будущего художника.
«Все мы родом из детства» – это известное высказывание Антуана де Сент-Экзюпери стало притчей во языцех. Но, обращаясь к детским годам какой-либо выдающейся личности, начинаешь понимать верность этого наблюдения. Все когда-то были детьми и именно в детстве научились любить и ненавидеть, принимать и отрицать, осознавать, что такое любовь, дружба, взаимопонимание, ответственность. Став взрослыми, мы опираемся на ту систему ценностей, которая сформировалась в детстве. Чем больше мы впитали там ощущений, наблюдений, впечатлений, тем шире наш диапазон в зрелые годы.
Лекция была посвящена детским и отроческим годам Петрова-Водкина, события которых позже так или иначе повлияли на его творчество. Например, пейзажи Хвалынска сформировали глаз художника на пространство. Истоки его «наклонной» или, как её ещё называют, «планетарной» перспективы нужно искать в особенностях хвалынского географического положения. Город находится в чаше, окружённой с трёх сторон самыми высокими горами Приволжской возвышенности, а с четвёртой стороны – Волгой. Из прямой перспективы городов с «горизонтальным» измерением человек попадает в сферу, в пространство с «вертикальным» измерением, где линия горизонта «плавает» по вертикали, она не стабильна в пересечённой местности. В своём будущем творчестве художник сначала будет повышать или понижать линию горизонта, а потом она совсем исчезнет из его картин.
Из детства истоки и его живописности от увиденной радуги и цветового спектра клумб в саду купцов Михайловых. Первые «пробы пера» в живописи и иконописании относятся к отроческим годам. Сам художник писал в автобиографической повести «Хлыновск» о влиянии детских впечатлений: «Отсюда я всматривался в мир… Здесь прошли годовые смены пейзажа, дожди и бури, вёсны и зимы, по ним я стану оценивать в дальнейшем эти явления. Здесь обдумывал я людей, животных и птиц. Устанавливал на свои места ценности, симпатии и ненависть. Здесь научился я любить землю – от влажной гряды с набухавшими ростками <…> до её массива, ворочающего бока луне и солнцу». Хвалынск был миром ковчега, улья, где мысли людей «всегда приспособлены к порядку жизни: посев, разлив, урожай, жнитво, где время – колесо, а пространство – шар, включающий в себя и Волгу, и затоновские холмы, и Фёдоровский бугор, и горы, и «четвертьшарие небесного свода», и самого Кузьму.
Именно в хвалынском детстве истоки органической целостности Петрова-Водкина, полученное от людей, «для которых трудна пчелиная жизнь, но которые умеют её заискрить неугасающей любовью к земле и человеку». Целое органическое в отличие от механического целого не может быть собрано: части не имеют смысла сами по себе, смысл принадлежит целому. Невозможно собрать дерево, оно растёт из собственного центра. Этот тот фундамент, на котором художник будет строить в дальнейшем жизнь и творчество, строить лестницу, но каждый шаг вверх по ней, он будет соотносить с крепким низом. Не будь этих светлых хвалынских «уютов», может быть, его живописная «философия» была бы с иным смыслом.
Валентина БОРОДИНА
Комментарий очевидца
Эта встреча была не лекцией, а очень эмоциональным повествованием о каждом из нас… О том, что происходит в нашем детстве… И как это важно…
Волевой характер разбойника Водкина с реки Чагры, предка будущего художника, трансформировался в итоге в сильного духом и целеустремлённого Кузьму. Конь с седоком, единственная игрушка, подаренная во время болезни отцом, возможно, в известную картину «Купание красного коня».
И даже стрижка … тоже из детства. Об этом напишет позже знаменитый художник в повести «Хлыновск»: «Чтобы обезопасить голову, не нужно на ней иметь ничего лишнего, за что можно было бы ухватиться…»
Встреча с Валентиной Ивановной Бородиной – всегда праздник. Праздник, который поднимает над суетой быта и дрязгами. Праздник, который дарит ощущение полноты жизни и желание задуматься над собственной.
Светлана БЫСТРОВА