Автор: Валентина Ивановна Бородина
Притягивает Хвалынск творческих людей… Известным хвалынским пленэрам уже более 100 лет, если брать за точку отсчёта первый, организованный летом 1896 года учеником Василия Перова Павлом Власовым и его астраханскими учениками – Борисом Кустодиевым, Илларионом Елатонцевым и Иваном Горюшкиным-Сорокопудовым.
А затем каждый год прокладывали свои пленэрные тропы художники в эти благословенные места по одному или небольшими группками, чтобы с 1988 года самоорганизованно приезжать в августе и проживать бурную творческую «маленькую» жизнь.
С 2016 года к этим вольным пленэрам прибавились «официальные» – сейчас их принято называть «фестивальными», заканчивающиеся большим фестивалем «Хвалынские этюды на родине К.С. Петрова-Водкина». Но мало кто знает, что в недрах этих двух течений лет 15 назад зародилось зерно ещё одного – «хармsовского», который благодаря екатеринбургскому художнику и искусствоведу А.В. Степанову получил своё название и некоторую публичность, обозначившись на просторах Хвалынска.
Ядром этого пленэра явился дом двух братьев Степановых – Василия и Виктора, которые были наблюдателями, а иногда и участниками хвалынского традиционного пленэра, их знали как саратовских фотографов и творческих людей, интересующихся искусством.
Позже они приобрели в Хвалынске дом и стали приезжать надолго. Хвалынцы сначала с любопытством наблюдали за необычными домовладельцами, а позже, увидев, как меняется облик дома и двора, поняли, что «добропорядочных горожан» из братьев не получится, махнули на них рукой.
А пространство их усадьбы действительно преобразилось в течение этих лет неузнаваемо: дом на фасаде приобрёл необычный мезонин, а внутри он стал похож на лабиринт Минотавра, который собственной персоной охраняет вход в дом со двора. Причём каждый сантиметр площади этого загадочного лабиринта наполнен творчеством: это и картины на стенах, выполненные либо хозяевами дома, либо их друзьями, необычные инсталляции на каждом шагу в форме полых бетонных или из папье-маше шаров всевозможных размеров, разного наполнения и раскраски, порой даже «говорящих»; столешниц в виде разноцветных мозаик; настенных панно с мифическими животными, знакомыми нам по рельефам Дмитриевского собора во Владимире – орлов, львов, грифонов, кентавров, сцен охоты и борьбы зверей. Среди них ангелы с распростёртыми крыльями, сирины; мозаичных панно из осколков зеркал, в которых отражается окрестный пейзаж, интерьер или лица пришедших зевак.
Во дворе гостей встречают люди-звери, выполненные из различных материалов, некоторые инсталляции – в буквальном смысле преображённые отходы различных производств или мусора. Но весь этот, казалось бы, беспорядок живописен, что не осталось незамеченным дизайнером из Питера И.В. Клюшкиным, вдохновившимся на создание десятка графических листов на тему «искусство в искусстве», выстроившим фрагменты дворового перформанса в гармоничные композиции фломастерами на цветной бумаге. Такой же «вторичной переработке» подверглись живописные натюрморты с цветами самого Клюшкина в работах художника А.В. Степанова из Екатеринбурга.
Если традиционные пленэристы занимаются первичной переработкой натуры в своих холстах, то «хармsовские» – присваивают культурный код либо отходам и мусору, либо преображают реальное пространство, делая его культурным полем. Кто-то из авторов этого живописного пространства написал на афише, предваряющей их манифест, слова Ральфа Эмерсона, которые очень точно отражают основной принцип хозяев: «Ценность искусства заключается в том, что оно выделяет один предмет из хаотического множества, изолирует его. Пока из последовательности вещей не выделена одна вещь, возможны созерцание, наслаждение, но не мысль!» Ценность созданного ими культурного поля в хаотичности, которая останавливает мыслительный процесс у зрителя и обращает его в восторженного «немого», хотя бы на время. Но сами основатели хармsовского пленэра всё-таки дар речи и способность мыслить не утратили и сочинили манифест, который приводим ниже:
«ХАРМS – ПЛЕНЕР 24»: Интродукция
В логотипе «ХАРМS-ПЛЕНЭР 24» вторая его часть понятна всем. А первая расшифровывается так: Хвалынская арт-мастерская Степановых. Буквенный знак в этой аббревиатуре заменён на знак S по необходимой для дизайнеров логотипов причине – быть оригинально идентичным и чтобы уйти от прямого псевдонима Хармса, хотя «ХАРМS – ПЛЕНЭР 24» напрямую связан с именем писателя, поэта, драматурга по разным причинам.
Во-первых, мальчик Даня Ювачев с мамой гостил в Хвалынске. Это обстоятельство послужило причиной появления на музейной территории города оригинального арт-объекта «Беседка Хармса».
Во-вторых, все участники пленэра являются почитателями творчества Даниила Хармса, но и ориентированы (каждый в своей мере) на его эксцентричное и парадоксальное мышление.
В-третьих, авторы (организаторы «ХАРМS – ПЛЕНЭРа 24» – саратовские художники и фотохудожники Василий и Виктор Степановы – посвящают свой пленэр именно памяти Даниила Ивановича Ювачова – Хармса. Приготовленное братьями Степановыми для пленэра пространство неожиданно, нетривиально, аттрактивно и тем самым привлекательно своим «художественно-хаотичным порядком». Созданное в их собственной хвалынской усадьбе пространство – это логически и хаотически наполненный своего рода артобъект. Находясь в нём, посетитель получает слегка шоковую и полезную терапию, способствующую творчеству реципиента ( воспринимающего).
Если смотреть на такое пространство «метафорически-космически», то его можно назвать визуализированной энергией «Большого взрыва», создающей порядок из хаоса. Эту метафору уместно пояснить цитатой из текста одного из великих физиков современности космолога Стивена Хокинга: «Когда Большой взрыв произвёл огромное количество положительной энергии, он одновременно произвёл такое же количество отрицательной энергии.
Таким образом, отрицательная и положительная энергия в сумме дают ноль – как обычно. Очередной закон природы. А где сейчас эта отрицательная энергия? В третьем ингредиенте нашего космического «кулинарного» рецепта – в пространстве». (Стивен Хокинг. «Краткие ответы на Большие вопросы). Пространство «ХАРМS -ПЛЕНЕРа 24» стало интересным и привлекательным для первых его участников. Надеемся, что число заинтересованных авторов будет расти.
С уважением, художники:
Игорь Клюшкин (Санкт – Петербург)
Александр Степанов (Екатеринбург)
Василий Степанов (Саратов)
Виктор Степанов (Саратов)