СКВОЗЬ ДЫМ И ПЛАМЯ КУРСКОЙ БИТВЫ

«Важнейшее сражение на пути к победе» – так оценивают историки Курскую битву в период Великой Отечественной войны. О 50 днях и ночах жесточайших сражений под Курском издано много книг документальных, художественных – основанных на реальных событиях.

Карта военных действий на Курской дуге.

Музей Курской битвы

В этой статье рассказ о событиях, происходивших  в  период тяжелейших боев под Курском, будет идти от лица ее непосредственных участников – ветеранов Великой Отечественной войны.

Курскую битву характеризуют как крупное танковое сражение. Под Курском впервые были задействованы массово новейшие немецкие танки «Тигр» и «Пантера», и истребители танков – самоходные артиллеристские установки «Фердинанд». Противостояли им наши 3444 танка Т-34 менее мощные,  но более мобильные, подвижные и самоходные артиллеристские установки СУ-152.

Ветераны – участники битвы вспоминали дни сражений: “В памяти остались тяжелые картины… Стоял такой грохот, что перепонки давило, кровь текла из ушей. Сплошной рев моторов, лязганье металла, грохот, взрывы снарядов, дикий скрежет разрываемого железа… От выстрелов в упор сворачивало башни, скручивало орудия, лопалась броня, взрывались танки. От выстрелов в бензобаки танки мгновенно вспыхивали. Открывались люки, и танковые экипажи пытались выбраться наружу».

Фото 1943 г.

Танкист Отрощенков Сергей Андреевич, уроженец Смоленской области всю войну прошел в составе 79 танкового полка 40 танковой дивизии 170 танковой бригады. Подробно описывает он бои, в которых участвовал в первые дни немецкого наступления под Курском: « …5-го июля, после начала немецкого наступления, нас подняли по тревоге, …11-го были в районе Прохоровки, северо-западнее ее. … Нам задача была поставлена:  не атаковать и гнать, а атаковать и не пропустить. Я со своим взводом стоял на левом фланге, ближе к железной дороге. 12 июня, около шести утра, пошла команда «вперед!», и мы двинулись. Перед нами была траншея, в которой держали оборону наши мотострелки. Мы окоп проскочили, смотрим, а в нём уже немцы сидят. Они выбили нашу пехоту, и те рассредоточились по ближним оврагам. Немцы в этих окопах пехоту долго не пускали за нами. Пришлось даже отдельные машины разворачивать и выдавливать их оттуда.

Спереди слева от нас была небольшая роща. На нас из-за края рощицы выскочил Т-4, видимо, опешил, сразу увидев такую массу танков. Я подбил его в лоб первым выстрелом, в упор. Метров сто пятьдесят до него было. И начался страшный встречный бой. Немцы атаковали, в основном, “Тиграми” и Т-4, но были и Т-3, и самоходки “Фердинанд”, 220 мм лобовая броня, чем ты ее пробьешь? У нас 76-миллиметровые орудия тогда были. Мой товарищ, командир второго взвода нашей роты Алексей Дроздов, новороссийский парень, вырвался со своим танком вперед. Его танк тут же подожгли…

Я стрелял, и по мне стреляли, в танк уже было несколько попаданий, но он не горел. В пылу боя попадания по своему танку не всегда даже замечаешь. Разве что разорвется мощная мина рядом с танком, а болванка только свистнет по броне…

Все перемешалось, немцы и наши были спереди и сзади. Германцы вояки серьезные.   …  Вот в кино показывают, как наши и немецкие танкисты из сожженных танков выпрыгивают горящие, дерутся и тушат себя в реке. Это реальная вещь, так и было. Поле все заволокло дымом и пылью, видимость была отвратительная. Давно потерял танки моего взвода, связь не работает. Каждый экипаж сам за себя. Я приоткрыл люк и высунулся, чтобы оглядеться. Недалеко разорвалась мина, и осколком меня ранило в шею справа. Рука сразу перестала нормально действовать. Очередным попаданием в наш танк оторвало руку механику, башнер получил ранение в пах осколками брони. Разбило бензопровод, на боеукладке огромная лужа газойля. Выпрыгиваем из танка,  … Я на башне на ларингофонах завис, штекер застрял в разьеме, а у танка полку сорвало, ногами до гусеницы не достаю. Пули по броне рядом стучат.  … Наш танк так и не загорелся. Техник потом подъехал, посмотрел, двигатель исправный, несмотря на семь серьезных попаданий в танк. Его потихоньку вытащили из боя, в ремонт, а нас, всех раненых отправили в госпиталь. Было это около 16 часов дня, и бой еще продолжался…»

Танк Т-34 в Курской битве.

Купцов Семен Захарович – ветеран Великой Отечественной войны из п. Алексеевка, Хвалынского района, участник Курского сражения, с юных лет мечтал стать военным. После Тамбовского пехотного училища он обучался в Саратовском танковом. Здесь его и застала война. Окончив училище по ускоренному курсу, Семен Захарович отправился на фронт молодым офицером. Боевое крещение принял в городе Дмитрове, потом в составе танковой бригады громил немцев под Москвой. В боях в районе Старой Руссы получил назначение в управление бронетанковых войск. В Нижнем Тагиле получили знаменитые «Т-34» и по «зеленой» улице прибыли на фронт в район Орловско-Курской дуги. Танковая рота лейтенанта Купцова вошла в состав 117 танковой бригады, которой предстояло сражаться под Прохоровкой. В этом бою  танк Купцова был подбит и подожжен. Семен Захарович был ранен.  Раны долго не заживали, но полковник Воронков, навещая Купцова в госпитале, уговаривал принять сводный батальон: «Серьезное положение создалось на стыке двух армий. Противник создал боевой кулак из «Тигров» и «Фердинандов», и намерен помешать развитию  нашего наступления».

Старший лейтенант вернулся на передовую, принял батальон,  занял указанные позиции. Рано утром армада «Тигров» и «Фердинандов» стройным, почти парадным порядком  навалилась на позиции батальона и соседних с ним частей. Встретив упорное сопротивление, броневые ряды противника расстроились, но не отступили.  Несколько «Тигров» горело. Замолчали орудия двух советских танков. У одного сбита башня. А немцы напирают.  И  тогда танкисты батальона приняли по рации приказ командира: «Идем на таран!»  Взревели мощные двигатели. Танки рванулись навстречу врагу и столкнулись лоб в лоб. Два «Тигра» оказались опрокинутыми… По отступающим немецким машинам били прицельным огнем.

Комбриг в благодарность расцеловал раненого лейтенанта Купцова, и на своей машине отвез в эвакогоспиталь.

фото из Интернет-ресурса 

Юность Киреевой Ирины Трофимовны совпала с войной. Тогда 18-летняя девушка из Хвалынска только окончила курсы медсестер и была мобилизована на работу в эвакогоспиталь -1693, сформированном в г. Петровске, куда вскоре стали поступать раненные. Хрупкие девушки на носилках доставляли раненых  в госпиталь, работали на пределе. Вскоре их в полном составе переправили в Курск. Над городом постоянно летала вражеская авиация. Под Прохоровкой попали в окружение и бомбежку. Спасла находчивость начальника медицинской службы майора Остапенко, приказавшего быстро покинуть госпиталь вместе с ранеными и укрыться в ближайшем лесу. Двое суток не могли вырваться из этого ада. Только благодаря отважным водителям – на  автомобилях под бомбежкой их вывезли в расположение своих.

А дальше был 1-й Украинский фронт – Киев, Львов, Польша, и, наконец, Германия. Война для хвалынской девушки закончилась в августе 1945. Но даже спустя годы по ночам сквозь сон она слышала голос: «Сестра! Сестра! Сестра!» Словно кто-то зовет ее из той далекой юности, и ей нужно быстро вставать и идти, её помощи ждут…

М.П. Жаков. Фото 1944 г.

Ветеран Великой Отечественной войны Михаил Петрович Жаков, летчик-бомбардировщик рассказал, что его боевое крещение случилось именно во время Курской битвы. В 1940 году Жакова направили в летную школу по подготовке стрелков-бомбардиров. И только он стал учиться летать, сделал буквально один-два вылета, как началась война.

Обучение лётному делу Михаил Жаков закончил под Барнаулом. В январе 1942 был направлен на Брянский фронт.  Ветеран рассказывал: “Мы получили самолеты и отправились на фронт. Первый боевой вылет был в Курской области. Там началась моя боевая жизнь. Было странно лететь, вроде тихо все, но стало не по себе. Первый вылет, а я цел и здоров. Бомбили мы в основном передний край до июля 1942 года . Самолет был таким, что брал до 300 кг бомбы и не предназначался для дальних полетов, а только по переднему краю. Летали в основном ночью”, – вспоминал ветеран.

Курская битва имеет для Жакова особое значение еще и потому, что он родом из Курской области: “Я освобождал свое родное место. Наша эскадрилья была переключена на полеты к партизанам. Мы каждую ночь возили им боеприпасы, медикаменты и все, что было необходимо. А они действовали в тылу противника. Наступала ночь, и партизаны начинали работу – где взорвать, где дорогу перекрыть или заминировать. Люди шли в партизаны по зову своего сердца, так как работа была очень рискованной».

Из альбома семейного архива Богацкой Т.М.

Для нашего земляка Богацкого Николая Ананьевича оборона Курска – одно из самых тяжелых воспоминаний. Сражаясь на Курском направлении перед его дивизией была поставлена задача остановить наступление противника у г. Малоархангельска. Но вскоре стало ясно, что фашисты нацелились захватить станцию Поныри Курской области, преграждавшую путь к Курску вдоль железной дороги Орел – Курск, и Тепловские высоты, расположенные вблизи от областного центра. Захватив станцию, фашисты получили бы возможность окружить наши войска на Курской дуге.

Ветеран вспоминал: ожесточенные бои превратили Поныри в сосредоточение ада. Несколько дней станция утопала в бомбежках. Двум батальонам немецкой пехоты со средними танками и штурмовыми орудиями удалось прорваться на окраину 2-х Понырей, но ненадолго. Наши войска уничтожили прорвавшуюся группу, и положение было восстановлено.

При подготовке наступления с 4 на 5 июля 1943 г. немцы начали бомбардировку. Укрыться от мощных взрывов можно было только в хороших окопах. Однажды во время ужасающей бомбежки в одном окопе с Н.А. Богацким оказался командир батареи капитан Митюряев. В нескольких метрах взорвалась авиабомба, их завалило землей. Они, несмотря ни на что, смогли выбраться и выжить. Капитан поблагодарил Богацкого за хороший  глубокий  окоп и поцеловал в щеку….

Николай Ананьевич воевал в 6 батарее  1-го артиллеристского полка 4-й Гвардейской Овручской Краснознаменной орденов Суворова и Богдана Хмельницкого воздушно-десантной дивизии. Спустя десятилетия в честь 60-летия величайшего в истории второй мировой войны сражения были организованы праздничные мероприятия в  Понырском районе Курской области. Получив приглашение от организаторов, Николай Ананьевич встретился с однополчанами, как и он сражавшимися в далеком 43-ем на Курской дуге. В подарок он получил книгу «Они воевали…» П.И. Власова  с дарственной надписью автора, в которой рассказывается о воинах  его полка и их героической стойкости в те суровые дни.

Сорокин И.И. с супругой. Перед отправкой на фронт.

В Красную Армию Сорокин  Иван Иванович был призван через месяц после начала войны – 25 июля 1941 года в возрасте 26 лет.  Прошел пехотинец  с 1941 по 1944 годы немало военных дорог. В их числе и сражение на Курской дуге. Как и всем на фронте ему досталось с лихвой, солдат и в окопах лежал, и от пуль старался увернуться, в землянке грелся зимой, укрывался в окопе от разрывавшихся снарядов, вместе с другими солдатами шел в атаку. Но никогда Иван Иванович не прятался за чужой спиной. В 1943 году в сражении под  Курском был тяжело ранен в ногу и контужен. Долго лечился в госпитале г. Фрунзе, но полностью здоровье так и не восстановил. Ранение сильно повредило ногу, сгибаться она уже не могла. После лечения по состоянию здоровья был демобилизован. С 1946 года ветеран с семьей проживал в Хвалынске. И «отметина» сражения на Курской дуге напоминала ему о кромешном аде этой битвы.

Судьба другого нашего земляка Чубарова Егора  Мироновича (1907-1943) оказалась более трагичной. Уроженец с. Елшанка, до войны он жил и работал в родном селе, обзавелся семьей. В ряды Красной Армии был призван в 1939 г. сначала – пехота, потом танковые войска…  В жесточайших боях на Курском направлении он погиб, семья – жена с сыном и двумя дочерьми, так и не дождались его домой.

«В течение нескольких часов сотни танков превращались в металлический лом. Земля стонала от разрывов снарядов, авиационных бомб и грохота танков… от черных туч пыли…, копоти горевших машин земля и небо стали серыми и мрачными. Исчезла линия горизонта, скрылось солнце, его раскаленный диск еле пробивался сквозь мглу», – такими были дни сражений на Курской дуге по воспоминаниям очевидцев.

Среди наших земляков, кроме тех ветеранов, о ком уже сказано,  в  сражении под Курском участвовали более 30 человек из Хвалынского района:

  • Ануфриев Александр Васильевич,
  • Бауман Вера Васильевна (г. Хвалынск),
  • Губецков Петр Иванович,
  • Киреева Ирина Трофимовна (г. Хвалынск),
  • Зайцев Иван Михайлович,
  • Захаров Алексей Платонович,
  • Минейчев Павел Фёдорович (с. Сосновая Маза),
  • Шевелев Тимофей Антонович (п. Алексеевка),
  • Шалашов Иван Петрович (г. Хвалынск),
  • Номерова Мария Федоровна (п. Возрождение),
  • Поликарпов Григорий Семёнович (с. Апалиха)
  • Дербин Григорий Семенович (с. Сосновая Маза), и многие другие.

Значение Курской битвы понимали не только  советское командование, но и каждый офицер и солдат. Потому вели танки на таран немецкой мощной техники, бросались на железные машины с гранатами, выбирались из заваленных фашистской техникой траншей и шли в бой, рвались из госпиталя на передовую.

Сражение на Курской дуге завершилось 23 августа 1943 года.

К 81-ой годовщине Победы советских войск в центральной библиотеке им. С.С. Наровчатова раскрыта выставка «Дороги Победы: Курская дуга».

На выставке представлены книги о Великой Отечественной войне, которые содержат статьи, очерки, воспоминания о Курской битве. Издание  из серии  Люди. События. Битвы. Память Победы – «Курская битва. Коренной перелом в войне» ярко иллюстрированное фотографиями военных лет, патриотическими плакатами, и картами, содержит хронологию событий периода битвы, выдержки архивных документов, оценку и цитаты историков и известных личностей.

Всё о танковом сражении под Прохоровкой можно узнать в книге Валерия Замулина «Прохоровка. Неизвестное сражение Великой войны». Автор – кандидат исторических наук, основываясь на архивных документах противоборствующих сторон, рассказал без умолчания и прикрас о битве под Прохоровкой и предшествующих и последующих событиях. Кроме того, в приложении содержится командный и войсковой состав противоборствующих сторон, точные данные численности и укомплектованности воинских частей, и другие подробные сведения.

 

Дополняют книжную выставку: копия Приказа от 2 января 1944 г. о награждении медалью «За Отвагу» нашего земляка, ветерана войны, участника Курской битвы Богацкого Николая Ананьевича; статистика потерь в Курской сражении; поэтические строки о боях под Курском, написанные Героем Советского Союза, участником Курской битвы Михаилом Борисовым.

Мы приглашаем познакомиться с выставкой «Дороги Победы. Курская дуга». Еще раз вспомнить о мужестве наших отцов и дедов, об их подвиге и самопожертвовании ради нас – их потомков!

МЫ ПОМНИМ! МЫ ГОРДИМСЯ!

Подготовлено по материалам публикаций в газете «Звезда» из фонда Центральной библиотеки им. С.С.Наровчатова и интернет-ресурсов.

Т.В. Курамшина, библиотекарь
ХМЦБ им. С.С. Наровчатова.
Август, 2024 г.