Поволжское отделение Российской академии художеств совместно с Хвалынским краеведческим музеем в рамках VIII межрегионального фестиваля творчества «Хвалынские этюды Петрова-Водкина» представили выставочный проект «Дом».
Межрегиональная выставка «Дом» организована Поволжским отделением Российской академии художеств, Творческим союзом художников России в содружестве с Хвалынским краеведческим музеем при поддержке министерства культуры Саратовской области и администрации Хвалынского муниципального района.
Выставка посвящена Году семьи, объявленному в России в соответствии с Указом Президента Российской Федерации в 2024 году в целях защиты семьи и сохранения традиционных семейных ценностей.
Кураторы проекта: Светлана Кузнецова – первый заместитель председателя Поволжского отделения Российской академии художеств, академик РАХ, заслуженный работник культуры России;
Дарья Дмитриенко – директор Хвалынского краеведческого музея.
В экспозиции выставки «Дом» представлены произведения живописи, графики, ДПИ из коллекции Хвалынского краеведческого музея, произведения современных авторов – членов-корреспондентов и почётных членов Российской академии художеств из Москвы, Саратова, Ставрополя, Новороссийска.
Свои работы на выставку предоставили приглашённые на хвалынский пленэр художники – преподаватели художественных училищ из Саратова, Самары, Пензы, Воронежа, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону. Каждый из них представил своё прочтение темы и представление о доме в жизни художника и человека.
«Дом» – понятие, не требующее пояснений, и всё же каждый из нас понимает под этим словом что-то своё, личное. Дом в большой степени – это хранилище нашей памяти. Дом хранит не только вещи, но и память о людях и событиях, которые происходили в нём. У домов, как и у людей, есть своя душа и своё лицо, на котором отражается их внутренняя сущность.
Участники межрегионального выставочного проекта «ДОМ» на свойственном им языке визуального искусства поделились с нами своими размышлениями, что для них «дом».
Саратовский живописец, член-корреспондент РАХ Станислав Таратухин
на рубеже 1990-х – начала 2000-х годов создал серию живописных работ, посвящённых своему деду Андрею Фёдоровичу Кузнецову, уроженцу села Воскресенское, происходящему из семьи староверов. Дед всю жизнь занимался рыбным промыслом, с 14 лет «в вёслах», и внуков своих приобщил к делу.
В картинах Таратухина множество мельчайших подробностей: как выглядит рыбацкий стан, как устроены лодки, что хранилось в столярной мастерской. Есть портрет деда и дедовского дома – старинные книги в кожаных переплётах, иконы, резная мебель, канделябры со свечами. Хранилище памяти староверческой семьи.
Николай Джанян, живописец, почётный член РАХ из Новороссийска, представлен в нашем проекте тремя живописными работами, посвящёнными семье, родителям, своей малой Родине. Родился Джанян в Кировобаде (ныне город Гянджа) в Азербайджане. Пережил страшную трагедию, когда в период межнационального конфликта семьи армян изгоняли из их домов, люди спешно покидали родные места, спасая своих детей, вынуждены были осваивать новые места. Приняла беженцев Россия. Жизнь наладилась. Но боль потери, утраты родовых корней ничем не унять. Могилы родителей остались там, закрыты для посещения или разрушены. В работах Джаняна особая роль отводится женщине-матери – хранительнице семейного очага, родовых традиций, надёжной опоре своему мужу. Скорбный групповой портрет деревенских женщин, женский хор, портрет женщины с иконой напоминают об армянской трагедии, о боли утраты, о том, что забыть невозможно.
Саратовский художник-педагог Андрей Фурман (1965-2005) был связан через семью своих родителей с Воронежской областью. Там жила его любимая бабушка, к которой с раннего детства его привозили родители – набираться здоровья. Представленные картины «Вечерок», «Скоро осень», «Осенний день» – это воспоминания художника о счастливом времени детства, признание в любви родной земле, близким людям. И это чувство передано и палитрой красок, узнаваемых применительно к почерку Фурмана, и композицией, и энергетикой места, которое мы ощущаем как место силы, как родной дом.
Для московской художницы Ирины Барягиной местом силы является Хвалынск, и она это не скрывает. Который год, каждую весну, она спешит в свой любимый Хвалынск, покидая шумную и деловую Москву, и возвращается в столицу лишь с первым снегом. Живописные работы Ирины Барягиной – светлые, чистые, хрустальные – это её ощущения хвалынской земли: «Я так вижу, я так чувствую свою малую родину, мой серебряный Хвалынск, окружённый Волгой, холмами и сказочной природой. Стоит взять кисти, и время останавливается в моём купеческом доме, я в потоке набрасываю космические сюжеты на чистоту белого».
Московский художник, ведущий специалист по технике батика, основоположник новых стилевых направлений и технических приёмов в искусстве росписи ткани, почётный член РАХ Сергей Давыдов предложил на выставку свою известную работу «Коломенское. Прогулка», выполненную в авторской технике обратного батика (вытравка). В основе сюжета – погружение автора в мир собственного детства, лирические переживания, связанные с посещением дорогих сердцу мест – храмов и монастырей в Коломенском. Удачно найденный авторский приём позволил представить и уникальную архитектуру православных соборов, и жизнь монастырской братии, занятой богоугодными делами, и лирического героя, находящегося в духовных поисках ответов на вечные вопросы.
Для ставропольских живописцев – почётного члена РАХ Олега Калайтанова и Натальи Литосовой, тема «дом» имеет особое, всеобъемлющее звучание. В рамках фестиваля «Хвалынские этюды» и тематической выставки им захотелось показать натурные вещи, что важно для студентов – участников пленэра. Со своей стороны они предложили новые костромские и кисловодские этюды, в которых постарались отразить свои впечатления от поездок по России, представить образы русских городов – через православные храмы, старинную архитектуру, самобытных людей, живущих в этих регионах. Тема выставки раскрыта в этих работах более широко, символически говоря о том, что «Россия – наш Дом».
Московская художница Анна Бутина относится к разряду художников, нашедших свой материал и свой образный язык для воплощения творческих замыслов. На выставке в Хвалынске представлены несколько оригинальных витражных панно Анны с элементами росписи. Дочь художницы Татьяна Тапуть представила пластическую композицию из стекла и зеркал.
Саратовский художник Андрей Голубцов вместе с Натальей Таракановой сконструировали «Домик Хоббита» – кукольный домик по мотивам литературных произведений Толкина. Другая работа Андрея Голубцова «Дозор» соединяет наше время с далёким прошлым. Ассамбляж включает в себя элементы вышивки крестиком по ткани, выполненной в начале ХХ века деревенской рукодельницей (прабабушкой художника). Обнаруженные семейные реликвии послужили поводом для создания нового произведения декоративно-прикладного искусства.
Художник-педагог Боголюбовского училища Наталья Рогулина, неоднократный участник хвалынских пленэров, к городу Хвалынску питает особые чувства. И эта её любовь к родине Петрова-Водкина ощущается во всех её живописных сюжетах – и в пейзаже с хвалынским деревенским домом,
и в натюрмортах с подсолнухами и ромашками, и, конечно, в натюрморте с наливными
валынскими яблочками. Яблоневые сады, «красные кони» давно уже стали символом Хвалынска.
Эту же смысловую линию продолжает и работа саратовского педагога Александра Гвоздю «В гостях у Петрова-Водкина»: через спелые наливные яблоки на столе и тенистую аллею взгляд художника ведёт нас к маленькому заросшему пруду, воспетому ещё в начале ХХ века Петровым-Водкиным. Угадывается центральная аллея «Пещеры монаха» и домики, в которых планируется размещение участников пленэра. Полное погружение в среду обеспечено уже самим фактом проживания в красивом мемориальном месте, связанном с именами знаменитых хвалынских художников.
Свои работы на выставку предоставили художники – преподаватели художественных училищ, приглашенные на хвалынский пленэр: Буглеева Регина (Екатеринбург), Финаков Константин (Воронеж), Чередов Сергей (Пенза), Шепель Игорь (Ростов-на-Дону), Свиридов Роман (Самара), саратовские педагоги Саликов Фёдор, Нартова Елена, Карпухина Марина.
Светлана КУЗНЕЦОВА, куратор проекта
О коллекции Хвалынского краеведческого музея
Понятие «дом» может рассматриваться в разных контекстах. Предлагаем посмотреть на «дом» как пространство, в котором проходит «таинство детства»,
и соответственно оставляет след в жизни каждого человека. Это жильё, здание, место, где человека ждут, любят, где складываются определённые отношения с другими людьми, где есть семья, связь поколений, где можно укрыться, уединиться, место, которое человек ощущает как собственное «я». Но дом также и духовный дом, храм, место, где начинается Родина. «Родимое гнездо», «отчий дом», «родное пепелище», «домашний очаг», «золотая бревенчатая изба», «малая родина» – в каких только аллегориях не воспет образ дома.
Самый известный уроженец Хвалынска, художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878-1939) определил дом как «мои уюты». В Хвалынске, на «милой родине», получил он тот фундамент, на котором в дальнейшем будет строить свою жизнь и творчество: «Отсюда я всматривался в мир… Здесь прошли годовые смены пейзажа, дожди и бури, вёсны и зимы, по ним я стану оценивать в дальнейшем эти явления. Здесь обдумывал я людей, животных и птиц. Устанавливал на свои места ценности, симпатии и ненависть. Здесь научился я любить землю – от влажной гряды с набухавшими ростками… до её массива, ворочающего бока луне и солнцу». Дом, который художник купил в 1905 году для своих родителей, становится местом, куда мастер приезжает почти ежегодно, куда приводит свою молодую жену, где находится его художественная мастерская.
Дом ещё одного хвалынского художника, поэта и просветителя Владислава Викторовича Полякова (1936-2005), становится знаковым местом не только для самого мастера. В доме Полякова, которого знали все жители города и ласково называли его «Дон Кихотом» за особые черты возвышенности и блаженности в характере, останавливались его друзья, художники и литераторы. Владислав Викторович очень любил рисовать родной Хвалынск и его окрестности. Этой любовью он одарил своих друзей-художников, с которых и зачинались знаменитые хвалынские пленэры.
Дом Поляковых располагался на улице Революционной (бывшей Телеграфной). Построенный в XIX веке, как все угловые дома в городе, дом «держал» квартал. На окнах его красовались знаменитые наличники с хвалынским «троесвечием» – одной из отличительных черт хвалынской домовой резьбы. Во дворе стояли сараи, росло несколько яблоневых и вишнёвых деревьев, под которыми вечерами многочисленная семья собиралась на чай. В доме было много комнат, обставленных старинной мебелью. Интерьер дома художник не раз запечатлевает в своих рисунках.
Поляков неизменно был верен искусству графики: в его рисунках тушью, карандашных рисунках, пастелях и линогравюрах чувствуется уверенность, одушевление изображаемого предмета, наделение его чертами живого и дышащего. Наследники художника Галина Фёдоровна Белугина, Валерий Вячеславович Гришков и Вячеслав Николаевич и Надежда Фёдоровна Быстровы в очередной приезд в наш город передали в фонды музея коллекцию его работ.
В конце прошлого века дом ещё одной хвалынской художницы становится одним из культурных центров Хвалынска. Художники, приезжающие на летние пленэры в Хвалынск, интересующиеся традициями саратовской школы, узнав, что Елизавета Константиновна Серова (1905-1999), ученица Петра Уткина, становятся частыми гостями в её доме. Несмотря на свой солидный возраст, Елизавета Константиновна и её сестра Зоя Константиновна обладали особым обаянием, их рассказы о жизни в Хвалынске были настолько яркими и интересными, что завораживали слушателей. Их воображение рисовало картинки давно ушедших лет, предания старины глубокой. А какими они были радушными хозяюшками! У небольшого дома, в котором проживали сёстры Серовы, за забором из сетки рабицы находился известный всему городу цветник, посаженный заботливыми руками сестёр. Именно он ярче всего ассоциировался в памяти горожан с домом и наследием Елизаветы и Зои Серовых. На нашей выставке представлено две работы Елизаветы Серовой: «Ирисы» и «Астры», на которых изображён уголок цветника их дома.
Дарья ДМИТРИЕНКО, куратор проекта