Лилия Александровна Герасимова, руководитель школьного музея, рассказала нам об истории его создания, удивительных экспонатах и людях, связанных со школой.
Историко-краеведческий музей «Истоки» школы № 3 был создан по инициативе педагогического коллектива в 1986 году при активном участии руководителя туристического кружка Елены Васильевны Костюк и её воспитанников.
«Этнография Хвалынского края»
Для создания и пополнения фонда музея проводилась и проводится большая поисково-исследовательская работа. Многие экспонаты были переданы жителями сёл Хвалынского района и хвалынцами во время экспедиций воспитанников туристического кружка.
Предметы крестьянского быта, домашняя утварь, глиняные изделия представлены многочисленными экспонатами. Особое внимание привлекает экспозиция “Черемшаны”. В 1840 годах староверы перебираются на правый берег Волги в Черемшаны («тёмные леса»), что раскинулись возле Хвалынска. Хвалынские купцы-староверы помогали своим единоверцам. Возникло несколько скитов, а позже Черемшанские мужской и женский монастыри. Эту панораму для школьного музея создал когда-то учитель математики Пётр Александрович Титков.
«Страницы советского быта»
Эта экспозиция знакомит с историей советского быта. Реконструкция обеденной зоны и рабочего кабинета создают атмосферу 1960-70 годов прошлого столетия. Игрушки 1940-1980 годов, атрибуты октябрятской, пионерской и комсомольской организаций дают представление о детских и юношеских годах старшего поколения. Жардиньерки вносят особый колорит в экспозицию.
Советский период представлен многочисленной бытовой техникой: проигрывателями, громкоговорителями, телефонами и другими модными в то время вещами, доступными не каждой семье.
Педагог Ирина Владимировна Аржанухина пополнила фонд музея семейными реликвиями: детскими игрушками, дамскими украшениями, шляпками, запонками, знаменитыми слониками, которые в советское время были талисманом семьи и обещали семь благодетелей.
Удивление посетителей вызывает школьная форма советского периода. Она открывает раздел экспозиции, посвящённый детским и молодёжным организациям, существовавшим в школе в советское время: октябрятам, пионерам и комсомольцам. В экспозиции находятся атрибуты этих организаций: знамя пионерской организации школы, коллекция вымпелов, пионерские барабаны и горны, октябрятские, пионерские и комсомольские значки, пионерские галстуки, пилотки, журналы, газеты и многое другое, что делало жизнь советских школьников яркой и интересной.
Большой интерес представляет раздел экспозиции, посвящённый искусству фотографии. Елена Васильевна Костюк собрала уникальную коллекцию фотоаппаратов и оборудования (она и сама замечательный фотограф). Часть экспонатов (шляпа, штатив, зонт) принадлежала известному хвалынскому фотографу Колоярову.
Минули века, ушли люди, но остались предметы быта, вещи, которые передавались из рук в руки либо становились удачной находкой краеведов. Недаром говорят, что ценность музея составляют не только экспонаты, но и имена людей, пополнивших музейный фонд интересными артефактами.
«История и традиции школы»
Экспозиция «История школы» открыта в школьном музее в 2009 году. Школьные краеведы включились в активную деятельность по сбору и оформлению материалов о родном учреждении. Ученики и учителя работали с архивными документами, собирали газетные материалы о людях и событиях, связанных со школой. Проходили встречи с участниками и очевидцами событий школьной жизни. Школьники организовывали интервью, встречи и переписку с выпускниками. Благодаря усилиям краеведов, музей имеет немало материалов, в которых удалось собрать живые свидетельства о школе.
Школе более 85 лет. До войны в Хвалынске было десять школ. Все они были переполнены. Для того, чтобы их «разгрузить», в 1938 году и была построена школа № 4.
Место было выбрано неслучайно: рядом находился собор, который по решению городского исполкома разобрали, и кирпич пошёл на строительство фундамента школы. Строительство закончилось весной 1938 года. В июне того же года первый выпускной класс сдавал экзамены в новой школе .
Первым директором школы был Михаил Николаевич Серов, затем Владимир Арминакович Аветьян, ушедший на фронт в начале войны. Завучем работала с первых дней, а позже директором Антонина Ивановна Громова, дважды награждённая орденом Ленина.
Первый состав педагогического коллектива сложился из удивительных педагогов, чьи имена навечно вписаны в историю школы.
На фронт ушли и не вернулись выпускники первых лет. Долгие послевоенные годы в педагогическом коллективе работали ветераны Великой Отечественной войны. Экспозиция с их именами расположена на втором этаже.
О жизни школы в трудные военные годы рассказывают многочисленные письма с воспоминаниями учеников тех лет. Трудно жилось… Систематическое недоедание, холод изнуряли детей. Это были тяжёлые годы. Несмотря на все тяготы и беды, «ставили концерты, ходили на прогулки». Дети собирали тёплые вещи для фронта, вязали варежки и носки, шили и вышивали кисеты, собирали и отсылали на фронт посылки.
Из воспоминаний учеников: «В школе было холодно, приходилось заниматься в пальто, свет был слабый, пользовались керосиновыми лампами. Мало было бумаги и тетрадей, писали на газетах и обёрточной бумаге. Занимались в две и даже в три смены». Несмотря на все трудности, тяга к учению, знаниям была большая.
Интересен тот факт, что сначала школа № 4 была женская, а школа № 1 мужская. Позже в школах обучение стало смешанным.
Вместе с Антониной Ивановной Громовой в школе в конце 1940-50 годов сложился крепкий коллектив единомышленников. Школа всегда была ведущей не только в городе, но и районе. Она была центром методической работы.
После ухода на пенсию Антонины Ивановны Громовой в 1957 году директором школы стал участник Великой Отечественной войны Валентин Васильевич Маркушин. Он сумел бережно сохранить все утвердившиеся ранее традиции школы.
В середине 1970-х начинается строительство пристроек, так как не хватало площадей. Появляется современный спортивный зал. В 1976 году происходит объединение средней школы № 4 и восьмилетней школы № 6, их переименовали в среднюю школу № 3. В 1977 году была построена пристройка с семью кабинетами и библиотекой, тир.
В 1978 году на пост директора заступает Элеонора Георгиевна Герасимова, позже заслуженный учитель РФ. Энергичная, деловая, она направила усилия коллектива на то, чтобы превратить школу в центр общения и досуга ребят. И школа таким центром стала! Сколько интересных, добрых, полезных дел сделано руками пионеров и комсомольцев! Сколько замечательных неравнодушных к жизни людей вышло из их рядов! В 1989 году построены актовый зал, столовая и четыре кабинета (математики, информатики, биологии и химии).
Молодеет педагогический состав, в него вливаются бывшие выпускники этой и других школ города. Именно они, благодаря своему профессионализму, через несколько лет возглавят районные методические объединения. Приоритетным направлением внеклассной работы был спорт. Ульянова Людмила Павловна, Черабаев Александр Иванович, Костюк Елена Васильевна подняли школу на спортивный и туристический олимп. Подтверждением этому служит спортивная фотолетопись школы и коллекция спортивных кубков и наград.
В эти же годы организуется клуб «АТАСС», который координирует всё молодёжное движение в школе. Славится танцевальный коллектив, который возглавила Вишнякова Валентина Марковна. Клуб «Росинка» и её бессменный руководитель – завуч по воспитательной работе, учитель русского языка и литературы Белова Алевтина Петровна остались в памяти выпускников 1980-х как целая эпоха интересных дел.
В 2006 году запущена пристройка с малым спортивным залом, мастерскими для мальчиков и девочек, кабинет хореографии и ОБЖ. 5 августа 2022 года прошло присоединение четырёх сельских школ. Они стали филиалами школы № 3.
В 2021 году школа была награждена Почётной грамотой Саратовской областной думы за достижения высоких показателей в воспитании и образовании.
«Мир карикатуры»
Данная экспозиция посвящена известному карикатуристу, выпускнику школы Дьякову Александр Геннадьевичу. За 35 лет он создал более 7000 карикатур.
Около 100 лучших из них в сборнике «Улыбнись, Саратов.ru» (2006 год).
В середине 1980-х – в эпоху «гласности», когда многое в жизни стало рассматриваться под прицелом «прожекторов перестройки», карикатура стала востребованной, и Александр попробовал себя в этом жанре. На допотопной множительной машине «Эра» он делал тысячи копий своих рисунков и отправлял по областным и районным газетам Советского Союза.
Его карикатуры начинают появляться в «Заре молодёжи», центральных изданиях и даже в журнале «Крокодил». Александра приглашают работать художником в областную газету, и он переезжает в Саратов. Александр занимает призовые места на многих международных конкурсах: специальная премия за серию карикатур конкурса «Телевизионный глаз» в Италии в 1993 году, премия Союза журналистов России в 1996 году за лучший материал, в 1997 году работа Дьякова была отмечена в Югославии дипломом за лучшее раскрытие темы «Не стрелять». За десять лет участия в Международных конкурсах карикатуры, организованных в Японии, Александр получил две бронзовые именные медали и диплом за оригинальное раскрытие темы. В 2001 году за карикатуры на Международном конкурсе «Мир против наркомании», прошедшем в Казани, Александр получил бронзовую медаль. Он входит в десятку лучших карикатуристов страны, свидетельством этому является его третье место в 2006 году на XIII Международной профессиональной выставке «Пресса», проходившей в Москве.
Будучи прекрасным рисовальщиком, накопившим большой жизненный опыт, он заставил свои инструменты – карандаш, фломастер и кисти – заговорить на языках других жанров искусства. В круге его интересов появились сначала шарж и книжная иллюстрация, а потом и живопись. За эти годы художник создал из своих шаржей «Планету людей». Он изучает мимику, жестикуляцию своих героев. Шаржи Дьякова сочетают в себе гиперболу и выдумку, обладают большой убедительностью. Такие гротесковые портреты земляков украшают многие дома и юбилейные празднества.
«Имён связующая нить»
Президент Российской Федерации Владимир Путин работу по сохранению исторической памяти обозначил как задачу государственной важности. Цель экспозиции — показать историческую правду.
Открывает экспозицию фотогалерея портретов учителей школы – ветеранов Великой Отечественной войны, расположенная на втором этаже. В музейном зале можно увидеть стенд с именами учителей-ветеранов Великой Отечественной войны. Мы гордимся нашим земляком Георгием Фёдоровичем Платоновым, участником Великой Отечественной войны, Героем Советского Союза. Документы и фотографии из семейных архивов стали ценными экспонатами музея. Грамота участнице Великой Отечественной войны Малик Валентине Ивановне, а позднее учителю трудового обучения, воспоминания о военном детстве выпускницы 1954 года Агеевой Галины Петровны, письмо отцу на фронт – это незримые нити настоящего с героическим прошлым наших соотечественников.
С жизнью Хвалынска в годы Великой Отечественной войны знакомят документы, воспоминания бывших выпускников школы, очевидцев военных лет. В экспозиции представлены альбомы с результатами поисковой работы 1980 годов и материалы поисковых акций сегодняшних школьников.
“Участники СВО”
Эта экспозиция представлена мемориальным стендом, который знакомит с именами хвалынчан, погибших на фронтах СВО.
Особое место в экспозиции занимает имя выпускника школы Назарова Сергея. За мужество и героизм, проявленные при выполнении задач в ходе специальной военной операции, ему присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно). В рекреации второго этажа представлен материал о наших земляках, погибших в ходе специальной военной операции, проявивших мужество и героизм и награждённых государственными наградами.
В центральной части музейной экспозиции размещена фотография Знака Губернатора Саратовской области «За мужество и отвагу», учреждённого 15 декабря 2022 года. Эта региональная награда вручается жителям нашей области, проявившим самоотверженность, мужество и отвагу при исполнении воинского, гражданского или служебного долга.
Экспозиция по СВО располагает предметным рядом: бронежилет, осколки квадрокоптеров и разорвавшегося снаряда. Все эти предметы предоставил участник спецоперации, выпускник нашей школы Валяев Николай.
С момента начала специальной военной операции педагогический и ученический коллективы при поддержке родителей активно включились в работу по сбору гуманитарной помощи. По инициативе актива ученического самоуправления и при поддержке общественно-патриотической организации «Пограничный дозор» был инициирован долгосрочный социальный проект «Мы вместе!» Была разработана дорожная карта проекта, в реализацию которой были вовлечены не только волонтёры из числа старшеклассников , но и весь ученический и педагогический коллективы.