САКРАЛЬНЫЕ СОКРОВИЩА СЕЛА ПОДЛЕСНОЕ

Продолжая увлекательную экскурсию по территории села Подлесное и его окрестностям, стоит снова вернуться к местной «точке отсчёта», Караульному бугру. С этой возвышенности хорошо видна другая гора – Шихан, на которой раньше стоял красивый храм во имя Казанской Божией Матери, построенный селянами на рубеже XIX – XX веков. Чудом уцелела пара пейзажных фотографий, сделанных летом 1932 года, на которых запечатлён этот храм. Он уже тогда был с разрушенной крышей, без куполов и крестов, но и в таком виде смотрелся величественно. Позже его разрушили до основания.

ЧУДЕСНОЕ ВОЗДВИЖЕНИЕ ПОКЛОННОГО КРЕСТА

Несколько лет тому назад Николай Миронович Горбунов исполнил свою давнюю мечту, воздвиг на месте разрушенного храма Поклонный крест. В этом ему помогли его сыновья, неравнодушные люди и… небесные покровители. По рассказу Николая Горбунова, во время работ по возведению Поклонного креста, происходили труднообъяснимые явления, которые иначе как Божий промысел и не назовёшь.
Сыновьям его удалось довольно быстро найти вековой нужных размеров дуб, тут же нашёлся эксперт по иконам, художник, который внёс большой вклад в процесс изготовления полутонного креста.
Николай Миронович рассказал, что, когда с помощником расчищал площадку, к ним подошёл односельчанин Александр Захаров и предложил помощь. А потом говорит: «Эх, дядя Коля, я бы вам и дальше стал помогать, но не судьба, умру я, и Поклонного креста не увижу». А на следующий день стало известно, что Саша умер. Когда 27 сентября (на церковный праздник Крестовоздвижение) устанавливали крест, по Саше справляли 40-й день.
Устанавливали крест в одиннадцать часов вечера, уже при свете фар. Подъёмным краном завели крест в основание – врытую и забетонированную на три метра трубу большого диаметра. И тут выяснилось, что закладные (крепёжные) скобы не сходятся на нужном расстоянии. Решили продолжить работы завтра. Удивительной особенностью того вечера стал проливной дождь, который со всех сторон обложил окрестности горы Шихан, но на саму гору, пока шли работы, не упало ни капли.

Когда возвращались домой, то дождь буквально по пятам провожал строителей, но их не намочил. И каково же было удивление людей, принимавших участие в воздвижении Поклонного креста, когда на следующее утро, придя на объект, они увидели, что полутонный крест стоит строго по уровню, причём одна из перекладин креста указывает, как и положено, на Полярную звезду. И скобы сошлись с удивительной точностью, бери и стягивай болтами!
Николай Миронович отметил ещё одну особенность: все строительные проблемы решались с удивительной лёгкостью. Приехал к производителям за брусчаткой, рассказал для чего, а они: «Мироныч, бери сколько нужно! Бесплатно!» И другие вопросы также легко разрешались с Божией и людской помощью.
Богослужение при освящении Поклонного креста проводил о. Виталий, присутствовало много людей, некоторые приезжали из других городов, чтобы стать очевидцами этого исторического для села события.

ВОТ ЭТА УЛИЦА, ВОТ ЭТОТ ДОМ…

Это сейчас село Подлесное входит в печальный список «угасающих» населённых пунктов Хвалынского района. Но, стоя у Поклонного креста, Николай Миронович будто воскрешает не такое уж и давнее прошлое.

Вон видишь цепочку зелёных бугорков? А это ведь улица была, дома стояли, и туда дальше улица стояла, а вон там наша школа находилась. До войны в селе больше 120 жилых домов было. На фронт ушли 88 мужиков, а вернулись только 36.
А вон там, недалеко от храма, был дом, в котором жила Анна Тимофеевна Фомина, Герой Социалистического Труда. Награду в Москве ей в 1961 году вручал генсек Никита Хрущёв за рекордный урожай выращенной кукурузы. Она вместе со Звездой Героя привезла фотографию, где её запечатлели вместе с Юрием Гагариным. Эту фотографию потом передали в наш краеведческий музей.
Рассказывая о тех временах, Николай Миронович с удовольствием вспомнил о достижениях подлесненских колхозников.

Наши арбузы и дыни на ВДНХ возили, некоторые арбузы достигали 25 -30 килограммов, не каждый человек такие плоды поднять мог. А однажды приехал в Ленинград и, доставая для друзей деревенские гостинцы, говорю: «Тут где-то жена одну помидорину положила…» А они смеются, что, мол, мы с ней одной делать будем?!» Когда достал, ахнули, а потом взвесили для интереса, оказалась помидорка… без малого килограмм. Сейчас такие почему-то не вырастают, – вздохнул Мироныч.
Раньше Подлесное славилось и своими пчеловодами, только в колхозе было две пасеки по 500 семей в каждой. И ещё 80 пасек у частников. Искусство пчеловодства передавалось из поколения в поколение, поэтому названия мест пошли от людей, там проживавших. Например, Еврасов дол (там жили пчеловоды Еврасовы) или Тюрин дол – самый глубокий (там жили Тюрины). Кроме пчеловодства, занимались малинниками и виноградниками.
Водопроводные линии, которые запитывались из родников, прокладывали местные мужики. Николай Миронович вспоминает, что, будучи подростком, стал очевидцем жуткой трагедии.

Прокладывать трубу приходилось по неровной местности, иногда мужчинам приходилось рыть траншею до 8 метров глубиной, чтобы «обыграть» перепады почвы. Подошёл я к краю такой канавы, чтобы посмотреть, как на дне укладывают трубу, а отец (фронтовик, на войне ему оторвало ногу, плюс 4 ранения), закричал на меня, чтобы уходил оттуда, земля может обвалиться. Пошёл домой и, отойдя метров на 50, услышал крики. Оказалось, двух односельчан завалило толстым пластом осыпавшейся земли. Пока откопали, те, заживо погребённые, уже умерли от нехватки воздуха, придавленные массой сырой земли.
Я тогда испытал шок. Минуту назад общался с этими людьми, шутили, смеялись. И вот они уже мертвы. Это было первое детское потрясение, давшее понимание хрупкости человеческой жизни, – говорит Мироныч.

Сейчас эти когда-то обжитые и благодатные места в запустении: на Холодном ключе хозяйничают трудолюбивые бобры, соорудив плотины и запруды. Постепенно зарастает мастерски выложенная булыжником лесная дорога протяжённостью 1,5 километра. Достоверно неизвестно, кто мостил диким камнем эту дорогу. По одной из версий, её делали пленные германские солдаты, но по каким-то причинам не закончили. Мироныч помнит, что в лесу была сторожка, в которой жил смотритель, следивший за сохранностью дороги, видимо, игравшей важную роль в жизни местных жителей.

УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ…

Горожанам, живущим в пространстве, ограниченном жизненным укладом и привычными ежедневными маршрутами, трудно поверить, что где-то неподалёку существуют чудеса, причём реальные, осязаемые. Например, дуб, который вырос в этих местах как минимум тысячу лет тому назад. Диаметр ствола в основании достигает семи метров, а пчелиный улей, установленный на одной из могучих веток, кажется маленьким скворечником.
Ствол этого исполина рассекает рана – вертикальное, обожжённое по краям дупло, в котором может свободно укрыться от непогоды даже такой крупный мужчина, как Мироныч. О место-расположении дуба Николай Миронович предпочитает не распространяться, чтобы уберечь это сакральное место от современных людей, склонных к вандализму. Печальным поводом для таких выводов стал Караульный бугор: люди, приезжающие туда, оставляют после себя развалы бытового мусора, превращая красивейшее место в помойку.
Николай Миронович поведал ещё много чего интересного об этих удивительных местах, но, пожалуй, самым интригующим моментом стал эпизод, когда он рассказал об увиденной им археологической находке.

Машин в начале 1960-х было немного, и, когда сосед пригнал для колхоза новенький грузовик, это стало событием местного масштаба. В то время в окрестностях Подлесного работала группа археологов. Что они пытались найти на меловых горах, мало кого интересовало. Спустя время председатель колхоза поручил соседу отвезти находки археологов в Саратов. Уже с археологическим грузом сосед заехал домой, чтобы взять продукты в дорогу.

Мы с отцом в этот момент стояли возле двора, и сосед, приложив палец к губам, кивком предложил заглянуть в кузов машины. То, что лежало в кузове, никак не укладывалось в голове. Во всю длину кузова стоял деревянный короб, а в нём человеческий скелет в два человеческих роста.
Особенно поразил череп размером с огромную тыкву. Подробности за давностью лет я уже не помню, да и «знакомство» с древним человеком происходило всего несколько секунд. Долгие годы об этом случае вообще никому не рассказывал, а потом в разговоре с одним местным старожилом осторожно так намекнул на увиденные останки «богатыря». А он даже не удивился, говорит, мол, при рытье водопроводных канав, знаешь, сколько таких черепов находили… И показал размер, разведя руки на ширину плеч, – вот такенные! Мы их не трогали, оставляли там, где и были.
Вспомнил Мироныч ещё об одной случайной находке, которую удалось обрести во время детских забав. Забава у сельских мальчишек была такая: вода, подмыв берег, делала его кромку подвижной, и они, прыгая по краю, рушили берег и скатывались вместе с оползнем к воде. Однажды обрушившаяся земля обнажила пласт, из которого торчала здоровенная кость. Её добыли из грунта, отвезли в музей, а там определили, что это фрагмент останков мамонта. Кость какое-то время была в экспозиции музея. Есть ли она там, Мироныч не знает, давненько в музее не был.
Вот такие увлекательные истории и интересные факты о хвалынской земле удалось узнать всего лишь за одну экскурсию.

Алексей КАРПОВ