И это всё о ней…
Никто не может единоличным волевым решением присвоить человеку статус
«легендарный». Это делают люди, народ как знак коллективного признания его дел, вклада в общественную жизнь места, где он живёт, страны или человеческой цивилизации. Валентина Ивановна Бородина, по мнению многих, является человеком-легендой. Вот что рассказали нам люди, хорошо знающие её.
Алексей Наумов, кандидат исторических наук
Чтобы оценить масштаб личности, надо понимать, что есть Валентина Ивановна и рядом такого уровня – никого.
Это награда — человек, получивший блестящее образование в Ленинграде, вернувшийся в Хвалынск и посвятивший свою жизнь культуре нашего города.
Валентина Ивановна — и есть олицетворение провинциальной культуры в самом высоком смысле этого слова. Всё, что исчезает из наших городов, у нас ещё сохранилось. Сохранились глубина и смыслы.
Валентина Ивановна не просто отмечает 70-летие…
45 лет, как она пришла работать в музей. И вместе с музеем прошла долгий и нелёгкий путь, много вместе пережили…
Было время, когда её рабочий день начинался с топки печи. Сырые дрова были той ещё проблемой. Приходилось приносить из дома ветошь и солярку…
В 1990-е нельзя было даже предположить, чем закончится рабочий день – на картинную галерею совершались налёты, но Бородина всё это выдержала. Не только выдержала, но и развила своё детище. Картинная галерея Кузьмы Сергеевича Петрова – Водкина основана в 1961 году, но именно той любимой многими Галереей она стала благодаря Валентине Ивановне. Менялись экспозиции, расчищались росписи из-под слоя побелки. Картины, работы Суконцева были покрыты грибком, и Валентина Ивановна на свой страх и риск отправляла эти работы в частном порядке в Москву на реставрацию. Её поддерживал Пётр Михайлович Дежуров.
Она обставляла музей мебелью, извлечённой ею же с чердаков, купленной на свои средства. Расчищала подвал, заливала его бетоном, который сама и готовила.
Помню время, когда она собирала предпринимателей и просила сделать в галерее систему отопления.
И, конечно, это единственный человек на свете, который максимально приблизился к пониманию философии творчества Петрова-Водкина.
Нам повезло дважды – в том, что у нас в городе родился Петров-Водкин и в том, что появился такой человек, как Бородина. Их судьбы неразрывно связаны, несмотря на временной разрыв.
Несомненно, она и есть создатель мемориального художественного музея Петрова-Водкина. Фёдор Григорьевич Пичиенко, её учитель, оставил после себя блестящий коллектив. Кроме Бородиной, это и Павел Адольфович Пестравский, и Татьяна Ефимовна Харчикова. Благодаря им в 1990-е музей развивался. Мемориальный дом создавался по крупицам, шла работа с родственниками Петрова-Водкина в Хвалынске и Петербурге. За «Динарием кесаря» Петрова-Водкина Валентина Ивановна ездила в Ульяновск к его родственникам. «Динарий кесаря» был в четыре раза сложен, она искала средства, чтобы его выкупить и отреставрировать – это была кропотливая собирательская работа. Она носитель традиций, относящийся с уважением к своим учителям.
Валентина Ивановна подарила России понимание Петрова-Водкина, научила нас любить его. Сделала большой искусствоведческий вклад. К ней обращаются один из старейших аукционных домов «Сотбис», частные коллекционеры, галеристы… Её мнение — авторитет.
Она олицетворение музея в человеке. Если бы картинная галерея была человеком, то по моим представлениям выглядела бы как Валентина Ивановна. Пока есть Бородина, наша картинная галерея под авторитетной надёжной защитой!
Для меня Валентина Ивановна — учитель. Мне очень повезло, что в 7 классе она в школу № 1 пришла преподавать нам рисование. На уроках у нас были настоящие лекции по истории мирового искусства и философии. Это были главные уроки в моей жизни. Она научила меня правилу: если тебе что-то даётся, захватывает тебя, будь то история, искусство, литература или что-то другое – ты не должен от этого отказываться. Потому что это твоё, это никто не подберёт и не соединит потом…
Пусть Господь пошлёт Валентине Ивановне здоровья и профессионального долголетия, чтобы она смогла нас радовать ещё долгие годы!