Юбиляр Галина Синицына:откровенно о сокровенном

11 ноября Заслуженный учитель Российской Федерации Галина Александровна Синицына отпраздновала 70-летие. В юбилейный день рождения мы побывали у педагога в гостях и пообщались с мудрым, имеющим свой взгляд на жизнь и события человеком.
? Галина Александровна, пройденный Вами профессиональный путь можно мерить разными величинами. Известно, что в Вашей трудовой книжке указано единственное место работы – школа № 1, где вы были учителем, завучем и директором. А ещё это тонны проверенных тетрадей и сотни, если не тысячи благодарных учеников. А каким Вы видите свой путь?

– Это путь, в котором многое было предрешено изначально. Как будто кто-то заранее проложил на карте маршрут, а мне оставалось только следовать по указанному курсу. К примеру, уже в пятом классе я знала, точнее, была твёрдо уверена в том, что стану учителем русского языка и литературы.
У меня был яркий пример – Ида Августовна Буланцева. Она была очень строгим, требовательным и настолько талантливым учителем, что русский язык и литература стали любимыми предметами у большинства её учеников. Позже её направили руководить школой в Ивановке, и с этой миссией она справилась безупречно.

Родные и близкие не были в восторге от моего выбора. Мама очень хотела, чтобы я поступила в политех и стала инженером. Но я страстно мечтала стать учителем, поэтому поехала в Борисоглебск и поступила в педагогический институт. Этот город можно назвать студенческим, только техникумов разной направленности там было семь! Представляете, какой кипучей, насыщенной и интересной была атмосфера в этом городке!

Когда в 1976 году вернулась в родной Хвалынск дипломированным учителем, мне хотелось «внедрить» в школьную жизнь ту бурлящую энергию студенческого городка. Позже, когда появилась возможность, мы стали делать в школе театральные постановки. Особо запомнилось, как в спектакле «Дорогие мои, хорошие» (о Сергее Есенине) блистательно сыграл Володя Матвеев. Были и другие удачные постановки по произведениям Гоголя, Чехова, благодаря которым ребята по-новому открывали для себя творческое наследие классиков, да и свои творческие способности. Все реквизиты для спектаклей мы с безудержной энергией и фантазией делали сами!

? Галина Александровна, если помните, класс, в котором я учился, стал для Вас дебютным. Вы пришли в школу после студенческой скамьи, а мы из «началки». Вас назначили нашим классным руководителем…

– Помню всех своих учеников, если не по фамилиям, то по именам точно. Каждое ассоциируется с чем-то индивидуальным. Знаешь, каким я запомнила тебя? (Смеётся). Ты был такой скрупулёзный, основательный во всём, тщательно выписывал каждую букву. Твои рабочие записи в тетрадях было приятно проверять. Аккуратист.

? А знаете, какой Вы запомнились нам? С очень тонким и деликатным чувством юмора… А ещё гоняющей на велике, мастерски играющей в волейбол и настольный теннис.

– Да, спорт – это моё! А ещё я страстно люблю рыбачить! С мая по сентябрь мы с Татьяной Александровной Бузаевой ездим на пруды, ловим карасиков. А началось всё с того, что другая моя подруга и коллега Лидия Михайловна Степанова позвала меня на дамбу ловить бычков. Некоторое время я сопротивлялась, но когда испытала первый рыбацкий кайф и восторг от процесса, то поняла, что открыла в себе непознанную страсть. Дело не в добыче, а тех моментах, когда происходит слияние с природой, отрешённом созерцании, погружениях в себя или напротив, когда испытываешь яркие азартные эмоции.

Очень люблю собирать грибы. К сожалению, в этом году неурожай на них. Но мне удалось приобрести у знакомой три килограмма дунек. Замариновала впрок, но они недолго хранились в холодильнике – такая вкуснятина!

? Галина Александровна, в Вашей комнате на киоте стоят образа… Вы верующий человек?

– Не могу однозначно ответить на этот вопрос. Иконы достались мне от бабушки, которая строго, даже фанатично придерживалась старообрядческой веры. Последние три года я работала в православной гимназии, читала молитвы вместе с учениками, но полного погружения в религию не случилось.

Знаю только одно: жить нужно приличнее, не совершая подлостей и дурных поступков.

? Вы стали руководить школой в очень непростой период, когда в стране начали рушиться прежние устои, идеалы… Как Вам работалось директором?

– У меня выбора не было, так решил коллектив, а мне хотелось его поддержать, сохранить всё то, чем славилась первая школа.
Административная работа, конечно, не сахар. Как мне сразу тогда сказали: «Теперь за всё, что будет происходить в школе, отвечаешь только ты, товарищ…» Нужно было быть одновременно бухгалтером, завхозом, кадровиком, организатором нужных и ненужных дел, но мне всё это нравилось. Работала с удовольствием!

? Преемственность в нынешних школах стала редким явлением. Вы можете похвастаться своими преемниками?

– Могу назвать несколько своих учениц, которые вернулись в Хвалынск: Светлана Хатькова, Любовь Юрзанова, Светлана Быстрова. Такими преемниками можно только гордиться, они стали достойными, высокопрофессиональными учителями.

Когда говорят об учителях русского языка и литературы, то в первую очередь ассоциируют их работу с ежедневными стопками тетрадей, которые нужно проверять, порой в ущерб личному времени. По этому поводу хочу сказать: проверка тетрадей – это не рутина, а корректировка знаний. Да, приходилось и по ночам сидеть, но учителей нашего поколения это никогда не смущало. Куда же себя растрачивать, как не на любимую профессию!

Счастье, когда ты выбрал профессию, ставшую смыслом и главным делом твоей жизни. Профессию, которая помогла тебе реализоваться и достойно пройти свой путь.

Беседовал Алексей КАРПОВ