В Санкт-Петербурге в галерее на Набережной реки Фонтанки с 19 ноября начала работу выставка «К. С. Петров-Водкин в частных собраниях», где представлены редко экспонируемые или не выставлявшиеся ранее работы нашего земляка, хранящиеся в частных коллекциях. На открытии выставки побывали Валентина Бородина и Алексей Наумов, вернулись в Хвалынск переполненные впечатлениями.
Вот что рассказала Валентина Ивановна о самых запоминающихся моментах творческой командировки в Питер:
— Провела на открытии экскурсию по выставке, дала несколько интервью разным телеканалам и на следующий день прочла лекцию о К. С. Петрове-Водкине.
Поездка случилась по официальному приглашению владельца галереи Владимира Березовского, который оплатил и проезд, и проживание в Питере. После моей экскурсии подарил мне огромный букет белых роз, кажется, был доволен моему участию в открытии выставки и моей вступительной статьёй к каталогу.
? Вы можете рассказать о самых ярких впечатлениях от выставки и от поездки в целом?
В Санкт-Петербурге мы с Алексеем Наумовым были неполных три дня. Туда и оттуда летели на самолёте. И я осознала, как далеко в будущее смотрел Петров-Водкин, который никогда не поднимался над Землёй на аэроплане или воздушном шаре, но умозрительно почувствовал Землю планетой и сумел превратить время в пространство.
Мы летели над Москвой, Тамбовом, Пензой и ощущали ту «гулливерскую» точку зрения Кузьмы Сергеевича, позволявшую видеть связанность пространства, круглящийся горизонт. Поэтому на выставке мы обратили особое внимание на работы, выполненные с такой «высокогорной» точки, например, «Вид улицы с крыши» (1921) или «Этюд сферической перспективы» (1921), «Ретроспектива» (1920).
С владельцем галереи я сотрудничаю практически с её основания, с 2005 года. В 2007-м он уже делал подобную выставку Петрова-Водкина из частных коллекций, и я ездила на её открытие. Но по сравнению с той эта представлена большим количеством работ.
Владелец галереи — сам коллекционер. В его коллекции есть работы нашего земляка, причём довольно известные, являющиеся этапными в творчестве Кузьмы Сергеевича. Например, «Мельница» (1912), выполненная на Мишкиной пристани на речке Иловле в Царицынском уезде в имении генерала Грекова, где Петров-Водкин с женой гостил по приглашению своей ученицы по школе Елизаветы Званцевой, дочери генерала – Натальи, и написал пять замечательных картин, в том числе и «Купание красного коня», которые экспонировались на Балтийской выставке в Швеции в 1914 году. Все эти работы, в том числе и «Мельница», вернулись в Россию только в 1950 году стараниями жены художника уже после его смерти, и попали в частные коллекции.
Они редко экспонируются на музейных выставках. Картина «Старухи» (1909) не экспонировалась на выставках более 40 лет. А эта работа написана в Хвалынске и изображены на ней бабушки художника, которые умели заискрить сердце мальчика любовью к человеку. Я знала работу по репродукциям, но видела оригинал в первый раз. Или «Работница (Девушка в красном платке)» (1925) – это один из шедевров художника, где изображён обобщённый образ советской женщины – волевой, сильной, умеющей «сказку сделать былью».
Благодаря Алексею Наумову нам удалось посетить последнюю мастерскую Петрова-Водкина, которая располагалась над его квартирой в Доме работников искусств, полученной в 1936 году, за три года до своей смерти.
Именно в ней была написана одна из последних его работ «Кировский проспект» (1937). Мастерская находилась на верхнем этаже, и в ней был выход на крышу, откуда и был увиден Кировский проспект в неожиданном ракурсе. После смерти художника в мастерской работал его ученик Алексей Пахомов, а сейчас её занимает художница Елизавета Соколова.
Конечно, мастерская сменила много владельцев и несколько изменила свой вид, но всё же мы прикоснулись к подлинному пространству художника. Кроме того, мы побывали в знаменитом доходном доме инженера путей сообщения Юлиана Бака, где снимали квартиру меценаты Кузьмы Сергеевича Казарины. Дом является памятником архитектуры, жильцы бережно относятся к нему, пытаются сохранить его для будущих поколений. Мы постояли у красивейших резных дверей, возле которых когда-то стоял совсем юный Петров-Водкин, побывали в квартире с эркером одной из активных жильцов Галины Сухаревой, с которой мы были заочно знакомы с 2010-х годов.
? Что Вас больше всего восхитило в экспозиции?
Экспозиционеры галереи постарались к выставке «планетарного» художника изменить её пространство. Они специальными выгородками построили «сферическое» пространство в первом зале. Я бывала в галерее более 17 лет назад и вижу, что она за это время расширилась вверх: владелец выкупает коммунальные квартиры в этом старинном доме, и теперь галерея расположена на трёх этажах, на которые ведут мраморные лестницы, позволяющие окунуться в непривычные петрово-водкинские ракурсы при взгляды на экспозицию.
В галерее появились библиотека, киоски по продаже художественных работ, фарфоровых сувениров. Владелец увлекается коллекционированием агитационного фарфора 1920-х годов, выполненных по эскизам известных художников, в том числе и Петрова-Водкина. И у него есть небольшое фарфоровое производство, где делаются копии по этим образцам.
Кстати, на выставке представлен эскиз свадебного блюда Петрова-Водкина и тарелка «Жар-птица», выполненная по его эскизу.
Художник сотрудничал в 1922 году с фарфоровым заводом в Петрограде. По его эскизам выполнены, кроме блюда и тарелки, чайные пары «Красные ромбики» и «Провинциалка». Это малоизвестная страница в творческой биографии художника.
? Сделали ли Вы как искусствовед какое-то личное открытие?
– Я писала вступительную статью к каталогу выставки, поэтому уже заранее знала работы, которые на ней будут представлены. Но одно дело видеть их на фото и репродукциях, а другое – в реальности. Несмотря на то, что вроде бы я знала размеры работ, но всегда, сталкиваясь воочию с ними, удивляет несовпадение представления с реальностью, и понимаешь, что такое монументальность, о которой часто говорят специалисты рядом с работами нашего земляка. Монументальность не обязательно выражается в больших размерах, часто его работы небольшие, но производят впечатление масштабных. Это всегда вызывает удивление.
Впервые на выставке я видела раннюю работу периода учёбы в Московском училище «Гудит вьюга, плачет, надрывается…», где изображена семья зимним вечером в интерьере крестьянской избы, освещённой керосиновой лампой. Эта небольшая работа – «предтеча» его дипломной работы «Семья художника» (1903), которая находится в нашей коллекции. Она никогда не воспроизводилась в книгах и монографиях о художнике, как и совсем миниатюрная живописная работа «Домик у фонтана» (1895) – первый этюд с натуры, выполненный художником в период учёбы в классах живописи и рисунка Фёдора Бурова. Этот этюд выполнен во дворе дома купцов Михайловых в Хвалынске и позволяет определить место фонтана и цветочной клумбы, которую, будучи маленьким мальчиком, пропалывал Кузьма, когда он с матерью жил в этом доме.
О нём есть упоминание Петрова-Водкина в письме к матери, что позволило сделать атрибуцию этой работы. Галерея издаёт множество замечательных книг по итогам своих выставок. И эта не исключение. Нас поразил каталог – большая, качественно изданная книга, где, кроме моей вступительной статьи и самого альбома с работами выставки, напечатано несколько статей петербургских искусствоведов.
В их числе о работе Петрова-Водкина с фарфором, о пушкинской теме в его творчестве, о коллекционерах, сохранивших его работы до наших дней, воспоминания самих коллекционеров о той или иной работе и о его учениках. Кстати, на выставке представлены и их работы. Ведь Петров-Водкин преподавал с 1910 по 1932 год. Сначала в школе Званцевой, затем в Академии художеств и, по его собственным словам, «дилетантов не плодил». Мы привезли каталог, его можно посмотреть в нашей галерее. Нас поразил интерес к творчеству нашего земляка: в день открытия было очень много посетителей, и по возвращении домой я узнала, что поток не уменьшился, поэтому устроители выставки решили увеличить сроки её экспонирования до марта 2025 года, хотя первоначально на афишах была напечатана дата окончания работы выставки – 31 декабря. Поэтому я бы посоветовала всем хвалынцам, чьи планы в ближайшие три зимних месяца так или иначе связаны с Петербургом, посетить выставку нашего земляка.
Беседовал Алексей КАРПОВ