Советское полотно, впечатлившее Рузвельта и Черчилля
Картина советского художника Аркадия Пластова «Фашист пролетел» (1942 год) до 2019 года хранилась в шкафу кабинета литературы села Елшанка как реликвия (теперь её место в школьном музее). По наклеенной на толстый картон репродукции семиклассники писали сочинения на уроках развития речи. Одно из них также сохранилось.
Школьное сочинение
Осень. По высокому голубому небу плывут белые пушистые облака. С левой стороны полотна – небольшая рощица тонких белоствольных берез на склоне. Ярко – желтые и золотисто – рыжие листочки трепещут на ветру. Теплое солнце пригревает землю. Чудесный тихий денек. Но почему так тревожно на душе?
В правом нижнем углу картины – маленький пастушок. Он лежит, неловко вывернув руку; его худенькие ноги в темных штанах поджаты. Старенькая выцветшая серо – коричневая одежка мало заметна среди порыжелой, высохшей травы. Смертельная бледность разлилась по детскому лицу, кровь стекает на землю по темно – каштановым волосам. В стороне – кнут, выпавший из руки; рядом – слетевшая с головы шапка.
Недалеко от пастушка –маленькая лохматая черно – белая собачка.
Она тоскливо воет, подняв мордочку к небу, где в синей дали тает силуэт фашистского самолета. Пролетая над мирной землей, выпустил он очередь из пулемета – и никогда уже мальчонке не бегать по земле. Затих звук мотора; на пригорке остались лежать убитые коровы; уцелевшие овцы сбились в кучу, тревожно вдыхая воздух.
А вокруг по – прежнему бескрайняя ширь зеленеющих озимых полей, высокий стог сена; дорога, раскисшая от дождя, уводит к горизонту.
Коричневые ветки кустов и маленькие нежно – зеленые елочки выделяются на фоне пожелтевшей травы. И только вой собаки нарушает тишину осеннего дня.
Приглушенные, неяркие краски, холодные, синевато-зеленые тона, спокойные желтовато-оливковые и серо-коричневые оттенки передают ужас и трагедию войны.
Художник писал картину в самый разгар тяжелой, кровопролитной войны, не щадившей ни солдат, ни мирное население.
Они не могли вымолвить ни слова
В ноябре 1943 года Сталин лично привёз полотно на Тегеранскую конференцию руководителей СССР, США и Великобритании и распорядился повесить его в зале советского посольства. Как потом вспоминал Генералиссимус, президент США Ф. Рузвельт и премьер-министр Великобритании У. Черчилль, увидев драматичное, берущее за душу произведение, несколько минут не могли вымолвить ни слова. Считается, что оно стало одним из аргументов, повлиявших на открытие второго фронта, во многом изменившего ход Великой Отечественной и Второй мировой войны. Даже спустя 83 года картина Аркадия Пластова заставляет задуматься и вызывает ком в горле, когда сопоставляешь злодеяния фашистов в годы Великой Отечественной войны и в современное время.
Стихотворение «Варварство» Мусы Джалиля
Каждый год, 15 февраля, в День подлинника, «Моабитские тетради» татарского поэта, героя-антифашиста, военного журналиста, Героя Советского Союза и одного из организаторов подполья в фашистском легионе Залилова Мусы Мустафовича (Мусы Джалиля) торжественно выносят из фондов Национального музея Татарстана в Казани как живое свидетельство яркой героической судьбы. Школьники 70-80-х годов хорошо знали не только о его подвиге, но и историю «Моабитских тетрадей», написанных на клочках бумаги и собранных в маленькие блокноты в берлинской тюрьме Моабит в 1942-1943 годах. Этим стихам было суждено выжить после казни Мусы Джалиля 25 августа 1944 года на гильотине.
До нас дошли два сборника. Моабитские тетради были вынесены из тюрьмы узниками-антифашистами и переданы на Родину, в Советский Союз. Одно из его самых известных стихотворений – «Варварство». Впервые я услышала его в сильном и эмоциональном исполнении ученицы 10 класса школы № 4 города Хвалынска Пчелиной Галины (Ерантаевой Галины Фёдоровны) на День Победы в актовом зале. Потом сама читала «Варварство» у памятника павшим землякам в Елшанке.
В 1978 году, после митинга, ко мне подошла одна женщина и со слезами стала рассказывать, что с ней и её ребёнком было почти то же самое, что написано в стихотворении Мусы Джалиля. Это была Кормылёва Анна Ивановна. Перед войной она с мужем и дочкой жила во Львове в воинской части. Война пришла 22 июня 1941 года на рассвете – на город упали первые бомбы. Начался ад. Срочная эвакуация. У Анны Ивановны на руках была шестимесячная дочь. В открытых эшелонах – скорее домой, в Елшанку. Дорогу бомбили, во время налётов обезумевшие от страха бежали в лес, голодали, мёрзли… Полтора месяца бессонных ночей, мучений и страданий.
Война, какой ее увидела молодая женщина, снилась по ночам. И долго не отпускали картины насилия и варварства, с которыми она столкнулась по пути домой…
И как актуально звучат сейчас слова поэта:
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей!
Фронтовик Малов и Пушкин
В восьмидесятые годы 20 века мне, молодому директору Елшанской средней школы, не раз приходилось добираться на совещание в гороно в Хвалынск, трясясь в кабине грузовой машины. Спутником, по стечению обстоятельств, оказывался завхоз колхоза «40 лет Октября» Николай Фёдорович Малов. Об его эрудиции ходили легенды, и он не упускал возможности блеснуть ею перед попутчиками. Я стала его очередной «жертвой». Лукаво поглядывая, он начинал экзаменовать, читая легко и просто стихи Пушкина. Знал он его отлично! А если уж цитировал целые строфы из романа в стихах «Евгений Онегин» … Слов не было! Нокаут! Вылазила я из кабины мокрая, как мышь: к своему стыду, я знала наизусть только хрестоматийные отрывки…
Сын Николая Фёдоровича – Александр Николаевич Малов – рассказывал, что вечерами отец с малых лет приучал его к чтению. Зажигал керосиновую лампу (в 50-е годы света в деревенских избах ещё не было), садился за стол вместе с женой и маленьким сыном, раскрывал книгу Д. Дефо «Робинзон Крузо» (или другие книги) и читал их вслух… Особенно любил Пушкина…
А во время Великой Отечественной войны старшине Малову, прошедшему фронтовыми дорогами все пять лет, выстоять помогала светлая и патриотическая поэзия Пушкина!
После смерти Николая Фёдоровича осталась богатая библиотека книг, которые он собирал и читал. В них были подчеркнутые карандашом цитаты, восклицательные и вопросительные знаки. Думающий он был человек! Умный, проницательный и неунывающий… Светлая ему память!
А внуки Николая Фёдоровича достойно продолжают правое дело деда: защищают рубежи нашего Отечества от нацистов, участвуя в СВО и проявляя мужество и героизм на линии боевого соприкосновения с врагом.
Из авторского сборника «Прошлое по-разному стучится в двери».
Наталья Дорофеева