За елшанскими тёлочками присматривают Александр, Света, Светка, Кузя и Шарик
Всю жизнь пасу
О редкости и даже уникальности своей профессии Александр Степанов знает наверняка. Пастухи нынче нарасхват. Вот и его, многоопытного «папу» коров, бычков и тёлочек, пригласили работать в Елшанку из Лебежайки. Однако дядя Саша считает, что главное в этой профессии не опыт и не знания. Главное – надёжность и выносливость. Во-первых, ты не можешь просто встать утром с каменной головой и сказать: сегодня на работу не пойду. Коровы не поймут, а хозяйки – подавно. Ну, а во-вторых, эта работа без выходных и праздников, во все ветра и холода, зной и дожди. Правильно, где в полях спрятаться? Разве что под плащ, чтобы в сапоги не текло.
Прошлым летом, – говорит Светлана, – у меня перед носом два раза шаровая молния пролетала. Лошадь аж на зад присела.
Елшанские рогатые сезоны для семьи Степановых начались четыре года тому назад. За это время супруги Александр и Светлана успели попасти колхозное стадо, теперь вот по договору с сельсоветом присматривают за частными коровами. Их здесь было по весне около сотни. Теперь, конечно, поменьше.
К осени многие коровки пузатые, – рассказывает пастух, – поэтому их жалеют, дома держат. Мало ли, устанет или травы холодной накушается, а потом телёночка скинет. Это же катастрофа: считай, год без телёнка… А ведь люди в сёлах в основном за счёт личного хозяйства живут.
Ходить за стадом Саша Степанов начал аккурат на летних лебежайских каникулах после четвёртого класса. Впрочем, школьником он о пастушьей карьере не помышлял, а отправился в Хвалынск рабочую специальность получать. Учился, учился да и бросил.
Что поделаешь, молодость, глупость… Вот и пасу всю жизнь. Моё это. Призвание, как мне кажется.
Всё как у людей!
Пастуший сезон у Степановых начинается в апреле и длится до первого настоящего снега. Трава на выпасе не просто должна быть, она должна быть подсохшей. Крупные животные должны чувствовать себя в полях комфортно, не проваливаться в слякоть, не пачкаться сильно.
Они и так к весне от стада отвыкшие, – продолжает дядя Саша, – убегают, пруды переплывают, лишь бы домой! Но это только первое время.
Опытные пастухи знают: каждая скотина со своим характером. Есть добрые, спокойные, послушные коровки. Есть хитрые, загребущие. Попадаются и вредные.
Этим летом, – вспоминают Степановы, – одна корова, пока якобы никто не видит, метнулась через дорогу к подсолнечнику, отгрызла один подсолнух – и быстро назад. Успела! Как мы смеялись! А бывает, встанет бурёнка как вкопанная, посреди чиста поля, и смотрит на тебя честными глазами: чего, мол, нужно, не видишь, отдыхаю? Или на задах стада еле-еле плетётся, а нам ведь в Елшанку возвращаться по расписанию. Самое неприятное, когда в стаде разброд, шатания и выяснение животных отношений начинаются. В общем, всё у них, как у людей. Если приглядеться и подумать, то кажется, что характер хозяев коровам передаётся.
Александр с коровками больше положенного не миндальничает, считает, что скотина пастуха должна в разумных пределах побаиваться. Иначе кто в лес, кто по дрова.
«Сынки» и Светка
С таким вот многогранным и сложным копытным хозяйством в одиночку и даже вдвоём Степановым не справиться. Поэтому на подмоге у них – пятилетняя лошадь Светка (названная, сами понимаете, в честь кого) и простые, но очень бойкие собаки Кузя и Шарик. Хватило бы и одной, но вторая сама сорвалась с цепи и прибежала к хозяевам за многие километры.
Шарик с Кузей, которых Степановы трогательно зовут «сынками», особенно пригождаются тогда, когда норовистый характер начинает демонстрировать новый елшанский бычок. Недавно вот московский киношник, бросив свою дорогую камеру, спасался от него бегством. Эх, если бы не наши «сынки»…
К слову, Александр считает, что не каждая собака может стать пастушьей. Как правило, передаётся это по крови, от родителей.
Без скаковой лошади Светки тоже никуда. Пастух Степанов ездил за ней в Сосновую Мазу, сам объезжал, обучал, сам теперь холит и лелеет. Одно с этой кобылкой неудобство.
Иной раз муж кричит издали: «Светка! Светка!» Я и бегу к нему: «Что надо?» А это не мне, это другой Светке было.
Сапожники без сапог – это не про чету Степановых. В хозяйстве у них – коровы, барашки, куры. Оба считают, что жить в деревне и не держать живность – это как-то не по-нашему, неправильно. Тем более что в Елшанку приезжает с хвалынского маслодельного завода молоковоз, принимает у тружеников села молоко. А это ведь неплохое подспорье для современной деревни.
Наталья Кологреева