Валентина Бородина о современных проблемах провинциального музея
Через Художественно-мемориальный музей имени Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина за год проходит более 7 000 человек. В майские праздники этого года были проведены экскурсии для 56 групп туристов, что в два раза превышает цифру федерального саратовского музея им. А.Н. Радищева в те же дни.
Заведующая учреждением Валентина Бородина уже давно не нуждается в дополнительном представлении, так же, как и Художественно-мемориальный музей города Хвалынска.
Валентина Ивановна не просто руководит — она живет своей работой и вместе с коллективом вдыхает жизнь в провинциальный музей. Встреча с руководителем состоялась в предпраздничные дни, но тема разговора была о насущных проблемах музеев не только в провинции, но и по стране.
? Валентина Ивановна, первый вопрос прозвучит обобщенно: как живёт музей в провинции?
– Выживает, как и музеи в больших городах. И дело даже не в финансировании, а в переформатировании сознания музейщиков в отношении работы. Если раньше музей был преимущественно просветительским учреждением, то теперь его делают местом досуга.
В 1920-е годы музеи в нашей стране создавались в огромном разнообразии и в новаторских концепциях, которые дали грандиозный сдвиг музеологии во всём мире. Но сейчас у нас продолжают опираться не на свои традиции, а на зарубежные. И хотя в последнее время вроде бы приходит понимание, что не надо слепо копировать, ментальная адаптация необходима всему, даже самым успешным международным проектам, но на деле всё происходит по-прежнему, может быть, без злого умысла, но без понимания, что такое музей.
? На ваш взгляд, музейная идеология зависит от принадлежности к стране?
– Когда встречаются отечественный музейщик и его европейский коллега, и оба оперируют термином «музей», то для нашего это означает прежде всего традицию, культуру прошлого, а для европейца, напротив, культуру современности и текущие творческие процессы. Российские музеи на 99 % ориентированы на традицию и консервацию, хранение и сбережение.
У нас сформировалась модель просветительского музея, организованного по хронологически-монографическому принципу. А у них часто музей — элемент досуговой индустрии по обслуживанию свободного времени. У них музей близок к миру зрелища.
? Как, по-вашему, в современных музеях сместился фокус смыслов, в чем проявились признаки нового времени?
– Теперь и у нас музеи все чаще попадают в индустрию развлечений. Дизайн подменяет содержание и смыслы, главное — расставить предметы красиво. Вместо того чтобы укреплять и формировать сознание у посетителей, идут на поводу у них, ориентируя не на вертикаль, а на горизонталь, не на вечное, а на временное. Даже музейные сотрудники именуются теперь модераторами. Таких, как я, «старорежимных» сотрудников молодые модераторы называют «музейными маньяками» из-за того, что мы живём своей профессией и стараемся донести до своих посетителей те самые «вертикальные» смыслы.
Музей — это достаточно важный элемент инфраструктуры, который формирует туристическую привлекательность города или любого муниципального образования. Но музей — это и часть аппарата государственной идеологии. Но у нас, по Конституции, сейчас идеология отсутствует, поэтому музеи потеряли ориентиры и смыслы.
Вместо научной, исследовательской работы, которая обогащала сотрудников музея и делала их экскурсии гораздо глубже, интереснее, теперь нам предлагается театрализовать свои экспозиции. Хотелось бы, чтобы государственные музеи работали со смыслами.
?А в чем основной смысл существования музеев?
– Музей является воплощением того, что называется принципом Ноева ковчега. История о Ноевом ковчеге — это притча о выживании, о хранении. Однако согласно этому принципу лишь немногие являются избранными, и только некоторые из них будут спасены. И до сих пор музеи действовали в соответствии с этим принципом, отбирая и сохраняя то, что является выражением индивидуального в общем.
Культура — воплощение этого отбора. Сегодня у нас действует принцип, прямо противоположный Ноеву ковчегу. Нам советуют проводить мастер-классы, расписывать тарелки, доски и т. д. и потом делать из этой «самодеятельности» выставки. Зачем нам иерархия? Зачем нам вообще подлинники? Нам важны интернет-платформы, где музейщики будут публиковать занимательные истории, мифы и легенды, часто не имеющие к реальности никакого отношения, высосанные из пальца, но могущие привлечь потенциального туриста, который уже сформирован разными небылицами за эти годы «новой культурной революции». Ничего серьёзного, игра, игра и ещё раз игра. Вопрос в том, присоединится ли музей к этой культурной революции или по-прежнему будет придерживаться принципа Ноева ковчега.
? На ваш взгляд, может быть какой-то компромисс между старым и новым?
– Может быть, экспериментальными площадками для инноваций могут стать частные музеи, но государственные музеи должны стоять на страже национальных интересов и государственной идеологии. Конечно, надо строить диалог между старым и новым, стремиться к разнообразию, но, как мне видится, избегать размывания границ. Музейные инновации должны касаться информационно-разъясняющей сферы: аудиоэкскурсии, приложения для смартфонов, интерактивные контакты, но нельзя отказываться от своей идентичности, необходимо восстанавливать утраченную вертикаль культуры.
Поэтому музей всегда должен быть субъектом государственного финансирования. Вопрос развития культуры — это вопрос будущего страны. Государство не сможет существовать, если не будет опираться на культуру.
Музей должен стоять нерушимой скалой в этом житейском море и формировать пространство смыслов, на которые человеку необходимо опираться, чтобы эффективно конструировать своё будущее бытие. Нам нужно возвращаться к своим традициям, в том числе и в музейном деле.
?До этого вы озвучили общие проблемы в музейном деле, а что можете сказать конкретно о вашем музее, какие заботы на повестке дня?
– Как сказал когда-то Густав Малер: «Традиция — это не поклонение пеплу, а передача огня», а передавать этот огонь уже и некому. В малом городе, где расположен наш музей, трудно найти сотрудника. Молодёжь не остаётся в малых городах, уезжает в большие «агломерации». Уходят опытные сотрудники в мир иной или на пенсию, и замены им нет. Наш музей столкнулся с этой проблемой.
Самому молодому сотруднику у нас 45 лет. А ведь в музеях малых городов штат сотрудников очень небольшой. Нас всего 4 человека (с заведующим и хранителем фондов) на два здания. И кому передавать эстафету? А ведь в музейном деле, как нигде, такая «передача огня» необходима. Музейный сотрудник — штучный «товар», и без связи с предшественниками по профессии нет музея. Мне жаль своё детище. Пытаемся сохранить достойный уровень и, вопреки всему, наш коллектив занимается научной работой. Четыре человека, но за каждым из нас стоят публикации, книги, статьи в центральных журналах. Мы стараемся поддерживать традицию просветительского музея.
P.S. Разговор завершился на проблемной теме, но профессиональные праздники существуют не только для того, чтобы петь дифирамбы. В эти дни проходят тематические дискуссии в профессиональных сообществах и поиски решений.
Заведующая Художественно-мемориальным музеем К.С. Петрова-Водкина Валентина Ивановна Бородина, заслуженный работник культуры РФ (стаж работы в музее — 45 лет), обозначила в разговоре свое профессиональное мнение.
Беседу вела Татьяна Фролова