Это была обычная субботняя прогулка по городскому кладбищу Хвалынска. В исторической части – могила на могиле. Из-под оград захоронений советского времени – торчат блоки и плиты – постаменты, стелы, саркофаги, кубы: из песчаника, гранита, мрамора. На большинстве – полустертые надписи. На некоторых – считываются имена хвалынцев, знакомые краеведам и неведомые вовсе.
В центральной части кладбища, поближе к Трехсвятительской церкви, хоронили дворян, деятелей городского и земского самоуправления, чиновников, купцов, священнослужителей.
Там прах соборных протоиереев, дворян Воецких, Цимбалиных, баронов фон Дельвиг, купцов Попова, Фокина, Сумбаевых, Ждановского, Вишнякова, нотариуса Разумовского и др. К сожалению, кладбище значительно пострадало в годы советской власти: был снесен роскошный храм-усыпальница купца Попова, разорены многие склепы, снесены могилы. Но вместе с этим многие надгробия уцелели. Они вросли в землю или были погребены ею во время очередных подзахоронений, валяются меж церковной ограды или аккуратно поставлены рядом с новыми захоронениями. Все это делает каждый новый поход на кладбище – настоящей экспедицией с новыми находками и открытиями.

В этот раз меня привлек поваленный на землю камень, где можно было прочесть эпитафию: «Господи, приими дух мой с миром. В одной могиле похоронены в жизни своей любящие супруги Евгения Михаиловна и Виктор Антонович, полковник Чарнко». Эта фамилия мне ранее никогда не встречалась и ни о чем не говорила. Однако упомянутое воинское звание дало надежду, что погребенного более столетия назад человека удастся идентифицировать.
К удивлению, сведения о Викторе Антоновиче Чарнко быстро нашлись в изданном в 1903-1907 гг. Петром Федоровичем Рербергом альбоме «Севастопольцы». Участники 11-ти месячной обороны Севастополя в 1854-1855 годах.
Он родился в 1833 году. Происходил из дворян Полтавской губернии. В 1852 году поступил на службу унтер-офицером Замосцкого егерского полка.
В 1853 году произошел конфликт между Турцией и Россией из-за занятия русской армией Молдавского княжества. В этих событиях принимал участие и Замосцкий полк. Вскоре русско-турецкий конфликт перерос в крупномасштабную Крымскую войну, в которой Россия столкнулась с крупнейшими европейскими державами.
В 1855 году в результате многочисленных реорганизаций был сформирован Замосцкий резервный егерский полк, в который попал Виктор Антонович Чарнко. В составе полка он принял участие в героической обороне Севастополя. Полк расположился на Корабельной стороне у 2-го бастиона и Малахова кургана.
Севастополь подвергался жестким бомбардировкам союзной армией противника. Историки Крымской войны так описывают подвиг Замосцкого полка: «…в день 5-й бомбардировки, 5 августа 1855 года, полк проявил высочайший доблестный дух. Видя, сколь существенны повреждения, причинённые укреплениям огнём неприятеля, 3-й батальон 3амосцкого резервного егерского полка отказался выждать ослабления неприятельского огня и просил отправить его на работы немедленно же.

Этот доблестный поступок чинов батальона был отмечен в особом приказе по Южной армии. 24 августа самоотверженными усилиями чинов Замосцкого резервного егерского полка был предупреждён взрыв большого порохового погреба на Малаховом кургане, когда неприятельскими снарядами была зажжена туровая одежда погреба; наконец, 27 августа полк отчаянно оборонял Малахов курган и, потеряв всех начальников, едва пробился с Южной стороны на Северную».
В Севастопольском гарнизоне В.А. Чарнко состоял с 17 июня. 25 августа, находясь на Малаховом Кургане, он был ранен пулей в правое предплечье навылет с переломом плечевой кости правой руки. Награжден орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами и бантом. После ранения, в 22 года, он был принят под покровительство комитета о раненых по 2-му разряду и комиссован. Вскоре Крымская война была окончена Парижским миром. В 1856 году Замосцкий резервный егерский полк был переименован в пехотный.
Когда и при каких обстоятельствах Виктор Антонович попал в Хвалынск пока не выявлено. Достоверно известно, что в 1876 году капитан Чарнко был произведен в майоры и назначен хвалынским воинским начальником. Эта должность в местном военном управлении была учреждена Указом Сената от 26 августа 1874 года в ходе военной реформы Александра II, по которой рекрутская повинность заменялась всеобщей воинской повинностью.
В мирное время воинские начальники заведовали всеми запасными средствами уезда в людях и имуществе, необходимыми для приведения армии в полную боевую готовность; а в военное время — уездные воинские начальники заведовали призывом чинов запаса, сбором лошадей и отправкой на пополнение войсковых частей.

В 1889 году А.В. Чарнко из подполковников был произведен в полковники с увольнением от службы с пенсией.
Умер он в начале ХХ в. и похоронен на семейном участке на Хвалынском кладбище.
Благодаря материалам, собранным в 1909–1912 гг. в рамках проекта великого князя Николая Михайловича «Русский провинциальный некрополь», в ходе которого были описаны десятки тысяч надгробий по всей территории Российской империи, сохранилось описание могилы героя Крымской войны: «В железно-проволочной решетчатой ограде на каменном, окрашенном под синеватый мрамор памятнике, с таким же крестом, на нем надписи: “Господи, приими дух мой с миром.
Покоится прах жены хвалынского уездного воинского начальника, подполковника Евгении Михаиловны Чарнко, урожденной Борисовой, умершей 14 июня 1883 года”. “Господи, приими дух мой с миром. В одной могиле похоронены в жизни своей любящие супруги Евгения Михаиловна и Виктор Антонович, полковник Чарнко”».
В советское время могила А.В. Чарнко и его семьи была уничтожена. Надгробный камень использован повторно – старые надписи были закрыты табличкой с новыми именами, о чём свидетельствуют следы крепления. Именно позднее бурение надгробного камня привело к появлению в нём трещины, после которой, видимо, от него и решили избавиться, установив что-то новое. А огромный кусок камня повалили на тропинку, где он и лежит до сих пор, храня следы памяти о героях. Говорят, что их не забывают и они не умирают. Но это, как оказалось, не точно.
Алексей Наумов