Анну мы знаем по прекрасным выступлениям в театральной студии Сергей Егорович Колпаченко. По её словам, в выборе профессии учителя русского языка и литературы основную роль сыграли Мария Николаевна Немолькина и Сергей Егорович. Именно они и посеяли то творческое начало, любовь к литературе и творчеству в душе своей ученицы.
Красивая молодая, талантливая девушка вернулась в родной Хвалынск, чтобы работать учителем. Мы не могли упустить такой замечательный случай – возвращения молодого специалиста на родину.
– Почему решила стать учителем? Почувствовала признание?
– Еще в 5 классе мне хотелось стать учителем, не знаю почему, это была какая-то тяга, желание из детства. В процессе учебы начала погружаться с головой в литературу и русский язык. Поняла, что мне эти предметы в целом очень интересны. И этот интерес во мне развила моя учительница Мария Николаевна Немолькина. Ее подача материала настолько вдохновляла, что хотелось и самой попробовать. Хотя в 10 классе мне хотелось пойти по театральному направлению, потом перегорела…
– Есть любимое произведение, такое, к которому можешь возвращаться, перечитывать, смакуя сюжет?
– Наверное, это «Повелитель мух» – роман английского писателя Уильяма Голдинга, история о том, как не стать дикарем, а сохранить в себе человека при любых обстоятельствах. Не буду спойлерить – может, кто-то заинтересуется и прочтет. Если брать русскую литературу, мне понравилось произведение Евгения Замятина «МЫ» – это фантазия на тему будущего человечества, которая заставляет задуматься о многом.
– Не страшно очутится наедине с 20 всезнающими подростками? Или с классом гиперактивных детей?
– На самом деле нет. Как ни странно, но с подростками оказалось полегче. Они хотят подружиться, ведь разница в возрасте у меня с ними не сильно большая. Самый легкий класс у меня на практике оказался 11-й! Они были очень спокойными, настроенными на учебу и на экзамены. Им уже не до срыва урока и всяких шалостей – у них появилась другая цель, поэтому они намного спокойнее. Со учениками средней школы тоже интересно, если с ними разговаривать на равных, не опускаясь до панибратства, вести диалог и не давить – тогда они раскрываются, хотят общаться и им легче усваивать информацию. Конечно, случаи бывают разные. Многие ребята, видя молодого учителя, считают, что вот пришел «добряк», который будет раздавать пятерки направо и налево, но это не так. Я сама недавно была школьницей и еще не успела забыть все хитрости учеников. В любом случае, мне нравится общаться с детьми, услышать их мысли, их чистое, нестандартное восприятие мира.
– Хулиганы встречались на практике?
– Могу вспомнить один 6-й класс, в целом большой и шумный, я была там на замене. Двое ребят в этом классе особенно выделялись своей упёртостью и нежеланием прийти к диалогу, ну что ж, такое тоже бывает. Возможно, если бы нам предстояло дальше коммуницировать, мы бы наладили контакт. Могу сказать одно – в стенах школы гораздо легче установить общение: учитель-ученик. К примеру, в летнем лагере это так не работает. В стенах школы действует внешняя дисциплина, а в летнем лагере дух свободы и летних каникул. Несмотря на один возраст, все дети разные, к каждому нужен свой подход. Тут я думаю, многое решает опыт. Некоторые вещи ты познаешь только с практикой. 1 сентября у меня будет первое полноценное родительское собрание в моей жизни. Да, мне сразу же дали классное руководство, и это на самом деле очень интересно. В целом, родители класса настроены позитивно, и это конечно, ободряет.
– Как ты себя ощущаешь по другую сторону баррикад?
– Пока не поняла в полной мере. Как будто я на дне самоуправления – встала из-за парты к доске и учительствую. А ведь теперь у меня есть свой класс, коллеги – учителя, которые меня саму недавно учили. Когда я еще сама сидела за партой, мне хотелось попробовать себя в роли учителя, мне хотелось рассказывать что-то, чтобы меня слушали, хотелось вести ребят за собой. Сейчас это осуществилось. Но, чтобы осознать всё в полной мере – нужно время.
Одно могу сказать, понимать действия учителя в той или иной ситуации я стала лучше. Я как учитель вкладываю в ребят свою энергию, знания, понятно, что хочется отдачи. Если ты не получаешь её – это расстраивает. Ведь работа учителя – дать знание, информацию ребенку, а если он не усвоил эти знания, значит, ты сделал свою работу плохо. Тут и открываются мотивы реакции учителей и приходит понимание.
– Учеба по целевому направлению имеет преимущества?
– Конечно. Если закрываешь сессию без троек, можно получить 10 тысяч к стипендии. В последний год целевикам особое внимание. Кроме того, как молодому специалисту сейчас выплачивается поддержка в размере 15% от заработной платы, размер которой зависит от общего количества наработанных мною часов. Это из материального, но есть еще и другие аспекты.
Целевое обучение – это гарантированное трудоустройство. Это школа, в которой я училась сама, где все мне знакомо, где мои же учителя, к которым можно будет обратиться за помощью. Я приехала домой. Домой, где все знакомо, где мои родители, близкие люди и друзья.
Условия договора гарантируют выпускникам трудоустройство. После завершения обучения педагогу необходимо отработать не менее 3 лет в школе, выступившей заказчиком.