Мастерские по реставрации икон существуют с древности. Бережное отношение к иконам прошло сквозь века. Во все времена священный образ, даже подвергшийся сильному разрушению, не выбрасывали, а старались сохранить. Если невозможно было восстановить изображение, нередко переписывали заново. Тем самым жизнь иконы продлевалась.
Национальный парк «Хвалынский» в 2005-м году на территории комплекса «Солнечная поляна» сформировал паломнический комплекс «Святой родник», здесь же была возведена часовня во имя Преподобного Сергия Радонежского. В Часовне достойное место заняла икона Сергия Радонежского, найденная в 1980-х годах в лесу.
По инициативе директора национального парка «Хвалынский» В. А. Савинова в октябре 2019-го икона была отправлена на реставрацию в мастерскую Москвы. Возвращение священного образа домой случилось в канун Крещенского сочельника. 17-го января икона была доставлена в Хвалынскую Крестовоздвиженскую церковь для освящения, переночевала в храме, а 18-го возвращена на своё место в часовню. Лик Святого словно ожил и заговорил…
Художник-реставратор Дмитрий Паршин в телефонном разговоре поделился сведениями, которые более ста лет хранили слои красок, нанесённых на дубовые доски.
Дмитрий, расскажите немного о себе?
Я родился в городе Ефремов Тульской области в семье художников. С красным дипломом окончил художественное училище в Ельце Липецкой области по специальности «Реставрация произведений искусства».
В Москве с 2005 года работаю по направлению реставрации, иконописи, храмовой росписи и мозаике. На протяжении всего времени сотрудничаю с творческим коллективом «Собор», довелось поработать в различных регионах, в том числе и в Хвалынске в 2012-2013 году в Крестовоздвиженском храме.
Какова ваша оценка хвалынской иконы?
Икона преподобного Сергия Радонежского написана в конце XIX-начале XX веков. В этот период уже не было ярко выраженного разделения на какие-либо стили или школы письма, преобладала скорее некая эклектика. Икона написана темперными красками на доске с клеевым грунтом (без левкасного грунта и паволоки), с применением золотопробельного письма (разделка одежд и декора творёным золотом). Из-за неблагоприятных условий хранения порядка 50% процентов живописи было утрачено, чудом сохранились изображения фигуры преподобного Сергия и Спасителя в левом углу иконы.
Если судить только по технике исполнения и сохранности произведения, то ценность её, как музейного экспоната, невелика. Икона более ценна духовно. Порой даже совсем простенько написанные иконы трогают больше, чем дорогие, идеально сохранившиеся музейные экспонаты.
Эта икона ценна ещё и тем, что аналогов почти нет.
Как проходила реставрация иконы, с какими сложностями столкнулись?
Восстановление иконы было разделено на два этапа: реставрация и консервация оставшихся фрагментов авторской живописи и реконструкция утраченных фрагментов.
Реставрация включала восстановление основы (склейка и обработка защитным составом), удаление поверхностных загрязнений с тыльной и лицевой поверхностей, укрепление красочного слоя, расчистка живописи от поновительских записей.
Дальше началась реконструкция: в местах утрат живописи был подведён реставрационный грунт, далее грунт был тонирован, сделана имприматура в цвет авторской. На всю живопись был нанесён защитный слой лака. В процессе восстановления было обнаружено, что вся поверхность иконы записана (полностью перекрашены фоны, меньше затронуты изображения Спасителя и фигуры преподобного Сергия). Трудно сказать, когда и почему икона была поновлена, скорее всего из-за начинающихся осыпей красочного слоя, многочисленных потёртостей и потемнения лаковой плёнки. В результате пробной расчистки в левой части иконы было принято решение снимать записи со всей поверхности иконы. Главная сложность заключалась в том, чтобы снять записи, не повредив при этом авторскую живопись.
Дмитрий, если в работе сталкиваетесь с незнакомым списком и оказывается большой процент утраченного изображения, что необходимо, чтобы воспроизвести первоначальный сюжет?
Первоначальный сюжет можно воспроизвести, если есть множество фотоматериалов произведения до повреждений. В случаях, когда процент утрат большой, это уже называется скорее реконструкцией. Если брать конкретно этот случай, то процесс реставрации тут был бы следующим: склейка доски, укрепление красочного слоя, удаление записей и нанесение защитного слоя. На этом процесс консервации окончен. Дальнейшие разрушения предотвращены.
В данном случае от авторской живописи достаточно хорошо сохранилось изображение аналоя с Евангелием под слоем записей. Остались сохранёнными фрагменты, надписи, выполненные творёным золотом, в нижней части можно было определить полосы, изображающие швы на каменном полу. Исходя из этого и собралась некая картина, которая помогла восстанавливать утраченные фрагменты.
Вот так никому неизвестная икона из Хвалынского монастыря получила шанс прожить ещё лет сто, помогая новым поколениям сохранять веру и духовный стержень. Возможно, она не имеет высокой материальной ценности, но, несомненно, является духовным и культурным достоянием Хвалынского края.
Реставрация иконы – трудный и кропотливый процесс, требующий большого мастерства. Зато каждая отреставрированная икона — это большая победа, которая преодолевает силу тления и разрушения, утверждает торжество красоты и добра.
Татьяна Фролова