Великое берёт начало с малого. Ручеёк рождает полноводную реку, из жёлудя вырастает дуб-исполин, а единичные мысли и буквы собираются в слова и оседают на страницы, из которых складываются книги – источники знаний, хранители истории и накопители культуры.
Под абажуром
Я приглашаю вас за круглый стол, в светлую гостиную. Устраивайтесь удобнее, угощайтесь ароматным чаем и цукатами из местных фруктов. А вот и хозяйка этого уюта, которая не только автор самодельных вкусностей на этом столе.
Сегодня наша беседа пройдёт под абажуром у Галины Перекальской, журналиста, литератора и автора необычных проектов. Об одном из них мы и поговорим.
Нить для ожерелья
Школьные годы, прошедшие в качестве редактора стенгазеты, проторили дорожку на филологический факультет в Саратовский
педагогический институт им К. Федина. А полученное образование стало нитью, на которую до сегодняшнего дня Галина Юрьевна нанизывает жемчужины своих талантов.
Жемчужина
Литературный музей – как вам такая идея? А впрочем, идеей это было много лет назад. Сегодня – мечта в действии. Есть экспонаты – книги, журналы, буклеты и газеты.
Площадка музея – визит-центр «Экосвет» в Национальном парке «Хвалынский». Экспозиция создана. И вот ещё одна жемчужина
прибавилась в ожерелье.
А поговорить
Да, не будем забывать, что мы в гостях. Стол накрыт, наконец-то, хозяйка села и положила свежую вишню в чашки с травяным чаем…
Галина Юрьевна, расскажите о вашем увлечении? – спрашиваю и тут же спохватываюсь, понимая, что увлечений у неё много. – О книгах, которые вы собираете?
Собирая коллекцию, я воссоздавала литературно-историческую версию возникновения и развития Хвалынска со времён Соснового острова, используя написанные книги и статьи.
С чего всё началось?
С интереса к истории и любви к литературе. Первым материалом в моём литературном исследовании о поселении на Сосновом острове стал очерк К.И. Хапилина «Жалованная грамота царя Дмитрия Ивано-
вича Чудову монастырю».
Потом я узнала об уникальной книге «Раскольники и острожники» публициста В.Ф. Ливанова, служившего в Министерстве внутренних дел России и имевшего доступ к архивам. В своё время книга, изданная в 1868 году, оказалась шумно-скандальной. Светское общество её читало с большим интересом, а старообрядцы были в негодовании.
В первых книгах о Хвалынске, возможно, больше писали о старообрядчестве?
История нашего края – это не только монастыри. Много тем было в городе разночинном, многонациональном и с разным вероисповеданием. Возьмём в руки книгу известного журналиста Гиляровского «Москва и москвичи», в которой прочитаем, что по
осени в московских актёрских клубах собирались артисты и вспоминали театральные сезоны в Минске, Пинске и Хвалынске…».
В то время М. М. Владимиров написал книгу «Первое столетие Хвалынска». У К.С. Петрова-Водкина появляется пьеса «Жертвенные», затем автобиографическая повесть «Хлыновск», а за ней «Пространство Эвклида» и «Самаркандия». Если большинство картин К.С. Петрова-Водкина доступны только в репродукциях, то книгу
«Хлыновск» может прочесть каждый житель нашего города.
По литературным подборкам в музее можно проследить историю края по периодам. Первая половина XX века. В Хвалынске на месте монастырей обустроены здравницы для народа – это на-
ходит отражение в литературе?
Появляются интересные материалы доктора Г.В. Смирнова об уникальности и целебных свойствах местной природы.
Расцвет социалистического реализма в литературе коснулся и Хвалынска. Первая популярная книжка «Город Хвалынск» была написана директором хвалынского краеведческого музея Фёдором Григорьевичем Пичиенко. Теперь, после полного заката социализма, это небольшое издание стало бестселлером для тех, кто интересуется историей Хвалынска и его общественно-политической жизнью вто-
рой половины XX века.
Хвалынская земля во все времена славится поэтами, среди них много любителей, а можете назвать имена профессиональных авторов стихов?
Самые известные поэты 1960-х годов Хвалынска – это Сергей Наровчатов, будущий редактор журнала «Новый мир», Вениамин Богатырёв и Николай Горохов. Сборники их стихов украсили мою литературную коллекцию.
В серии «Жизнь Замечательных Людей» в то время появилась книга писателя К.В. Шилова о саратовском художнике В.Э. Борисове-Мусатове, где три главы посвящены созданию знаменитого полотна «Изумрудное ожерелье», написанное на пруду санатория «Черемшаны-1». К 300-летию города В. А. Непочатых подготовил выход книги «Хвалынск», а художник В. Поляков из рисунков и очерков собрал «Портрет города».
Переход в следующее тысячелетие. Что происходит с краеведческой литературой?
Появляются книги с воспоминаниями и размышлениями:
Протоколы хвалынского детства» Ю.А. Неклюдова; «На Волге широкой» А.В. Жулидова. Несколько книг о художнике В.В. Полякове изданы петербургским искусствоведом В. В. Гришковым. Литература о национальном парке «Хвалынский», сборники детских стихов и сказок о природе Хвалынска.
Молодой историк, Алексей Наумов, издаёт очень нужную для восстановления исторической картины книгу «Земли хвалынской храмы». В последующие годы
появляется ещё ряд его книг об истории, архитектуре и социуме нашего города: «Графы Медемы Хвалынская ветвь», «Мой Хвалынск», «От Покрова до Крестовоздвижения. История одного храма», иллю-
стрированный каталог «Домовая резьба Хвалынска: бытование и форма в историко- градостроительном контексте» и интерес-
ные путеводители.
Статьи о Хвалынске были напечатаны в журналах «Гонецъ» №5 (редактор – писатель Б.В. Дедюхин), и «Хвалынск» (редактор – са-
ратовский архитектор А.В. Кашанин). Балаковская община Русской православной старообрядческой церкви издаёт сборник с темой номера «Хвалынск и Черемшаны», где идёт рассказ о дореволюционном Хвалынске и его монастырях.
А вы знаете детского писателя М. А. Каришнева-Лубоцкого? – вдруг неожиданно спросила меня Галина Юрьевна и тут же продолжила: – Он провёл детские и юношеские годы в Хвалынске. Его книги: «Вол-
шебные сказки», «Чародей из Гнельфбурга» и другие посвящены детям, читаются увлекательно и легко. Рекомендую.
Предназначение
Помните про жемчужины? Пусть это метафора, но она не случайна. Галина Юрьевна, всю жизнь собирает творческие идеи, совершает добрые дела, придумывает проекты (кстати, они все не коммерческие) и нанизывает их на своё ожерелье. И эта невидимая нить, как амулет, придаёт ей силы и рождает вдохновение.
Все ваши проекты не приносят вам никакой выгоды, почему Вы их генерируете и воплощаете в жизнь?
Не знаю, почему, правда, не знаю. Просто чувствую, что должна. А зря Вы говорите, что нет выгоды. Я получаю удовлетворение от радости и благодарности других, напитываюсь их позитивом. Мне нравится помогать другим проявить талант и обозначить его. Думаю, начало этой миссии было положено в газете «Звезда», где я организовывала выход «Литературной странички». Теперь это переросло в ежегодный межрегиональный фестиваль поэзии, результатом которого стали пять коллективных сборников «Радуга – 21 век» (готовится шестой).
Пора и честь знать
Может, по домам? Думаете, только у вас поход в гости был виртуальным? И у меня тоже. Заглядываю иногда в эту уютную гостиную с круглым столом под абажуром. Но в этот раз я просто визуализировала телефонный разговор. Соблюдая
самоизоляцию, мы мило побеседовали удалённо, но на душе осталось чувство, что я там была и чай с цукатами пила. А как вам? Уютно было за круглым столом под абажуром? Наступит момент, когда
вы сможете посетить литературный музей Галины Перекальской и всё увидеть своими глазами.
P.S. 23 апреля – Всемирный день книг и авторского права. Поздравляем всех авторов, издателей и читателей. В эти дни, когда #лучшедома, возьмите с полки книгу и присядьте в кресло с чашкой
чая. Всем здоровья!
Татьяна Фролова