Приближается День медицинского работника. В последнее время о медиках стали говорить довольно часто и не только в негативных тонах. Но как становятся врачами на самом деле и какой нужно пройти путь, чтобы стать медиком, мы поговорим с Натальей Витальевной Матвеевой, заведующей гинекологическим родильным отделением, заместителем главного врача по лечебной работе, врачом ультразвуковой диагностики.
– Как ступили на этот путь медицины и определились с выбором специальности?
– Родилась и выросла в Хвалынске, здесь окончила школу. Ещё в пятом классе, когда задали первое сочинение на тему «Кем я хочу быть», написала, что врачом. Конечно, это было не совсем осознанно… Уже ближе к выпуску выбор был между врачом и юристом. В принципе обе профессии призваны помогать людям, но медик победил. Путь врача довольно тернист, четыре тома анатомии мало сравнимы с другими учебниками. Курс очень сложный, особенно когда выбираешь специальность, много специфики, нужно получить огромный объём знаний, чтобы в будущем не растеряться, а спасать людей.
Окончила Саратовский государственный медицинский университет в 1998 году. После учёбы выбрала специальность «акушерство и гинекология» и прошла по ней интернатуру. Хочу сказать, не все пошли работать врачами. Кто-то ушёл в коммерцию, а кто-то просто в аптечную сеть, потому что как оказалось не любит людей. Торговать в Крытом рынке мясом в те тяжёлые времена было более надёжным вариантом, чтобы обеспечить семью. Ношу врача не каждый одолеет на самом деле. На тот момент у меня уже была своя семья, но я осталась верна выбранной профессии. Наверное, сказалось воспитание.
В 2001 году, вернувшись в Хвалынск, начала работу в женской консультации. Мне повезло застать очень известных врачей нашего города: Серебрякову Таисию Филипповну, Ульяничеву Наталью Александровну. Они делились опытом и помогали. Кроме того, в стационаре работали очень опытные акушерки, сейчас они на пенсии, а кого-то и нет в живых – все они всегда шли на помощь, учили и относились с большой теплотой ко мне, как к молодому специалисту.
– Мне всегда нравилось два направления: хирургия и гинекология. Поначалу у меня было больше хирургии. Наверное, потому что брат учился на хирурга. Да и в плане оперативного вмешательства эти специальности довольно схожи. Но помощь конкретно женщинам оказалась ближе. А процесс деторождение сродни чуду. Даже если всю ночь, даже если тяжело, но рождение новой жизни – это всегда вдохновение, подъём. Пока работал роддом.
– Да, хирургия это достаточно серьёзно и не для слабонервных… Как же так, хрупкая девушка – и вдруг хирург, кровь, боль и прочие «радости», почему? Не было обмороков от увиденного?
– Я всегда относилась к этому спокойно, никогда не падала в обморок ни на гнойных операциях, ни с кровотечениями. Не боялась операций с костями, даже запах не пугал, а это, знаете ли, бывает очень трудно.
Здесь ассистировала на операциях именно хирургических, проводимых Юрием Ивановичем Ивановым и Владимиром Константиновичем Рыжковым. Это были операции на различных органах: и жёлчный пузырь, и кишечник, и травмы, так как не было дополнительно второго хирурга.
В 2004 году стала заведующей гинекологическим отделением. Оперировать учил Герасимов Константин Анатольевич.
– То есть в нашем городе совсем практически ещё недавно проводились гинекологические операции?
– Конечно, особенно их было много, когда функционировал роддом. Мы делали Кесарево, операции по внематочной беременности, разрыв кисты яичника – таких операций и сегодня бывает 3-4 в год. Это экстренные случаи.
– Есть ли в районе специалисты, способные проводить такие вмешательства? Ещё работает Ульяничева Наталья Александровна, одна уже не оперирует, но всегда рядом, всегда окажет помощь.
– Так какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать врач, особенно оперирующий?
– Это, безусловно, хорошим багажом знаний и быстротой принятия решений, от этого может зависеть жизнь человека. Поэтому врачи так долго учатся и параллельно много практикуются. У нас у всех бывают сложные моменты, но врач не должен растеряться, он не может бегать и кричать: «Спасите!» – он должен принимать решения и действовать. Очень важно оказать помощь вовремя, именно в эту секунду. Хотя бывают случаи, когда есть время подумать и обсудить всё коллективно, взвесить за и против. В каждой ситуации индивидуальный подход и индивидуальное решение, но в любом случае на вопрос «Что делать?» нужно принимать быстрые решения, а не читать Шекспира или Чернышевского с одноимённым произведением. Времени на это просто нет.
– Были ли такие случаи в вашей практике – сложные, где удалось выйти победителем и этот момент врезался в память навсегда?
– Сложно – это скорее норма, сложно бывает почти всегда, ведь доктор здоровому человеку не нужен. Иногда ты находишься на пределе своих нервных возможностей, ведь даже любая, самая мелочная операция, может иметь последствия. Были ситуации с отслойкой плаценты, когда пришлось делать много переливаний крови и женщины находились в тяжелейшем состоянии, боролись и за жизнь ребёнка, и за жизнь матери. Либо рождались маленькие недоношенные дети и не всегда была помощь высококлассных опытных специалистов в этом деле – таких узких специалистов у нас просто нет, а случаи бывают экстренные. Бывает приходят ко мне на УЗИ со старшими детьми и говорят им:«Вот эта тётенька помогла появиться тебе на свет»- это очень трогает… Ты понимаешь, что работаешь не зря.
– Нет чувства сожаления о том, что роддом закрыли? И все хвалынцы – уже не хвалынцы, а рождённые в других городах?
– Когда его только закрыли – было такое ощущение, была горечь… Ведь все тут рожали, и сам процесс – он настолько волшебный, что ты очень долго находишься на подъёме. Но сейчас уже понимаю, насколько это невозможно в наших условиях. Требование к родильным домам очень ужесточились. Обязательно нужны узкие специалисты – неонатологи, нужны очень дорогостоящие препараты, которые покупать для маленького роддома нерентабельно, ведь они могут никому не понадобиться, у них выйдет срок годности, а стоят они сотни тысяч рублей. И всё-таки должно быть всё для оказания экстренной помощи, если вдруг что-то пошло не так. Тем более на то количество патологий, которое мы сейчас имеем. Уже есть новые перинатальные центры, где всё не приспособлено, а именно построено изначально, как надо.
– Количество патологий увеличивается? Болезненней мы стали, слабее?
– Всё относительно. Сейчас стало меньше воспалительных заболеваний. Возможно, женщины более внимательно стали относиться к своему здоровью. Есть доступная информация, но в плане беременности и родов патологии стало намного больше. Наверное, это связано с ухудшением экологии в целом, многие не задумываются над тем, что они едят и пьют, не связывают свои гастрономические пристрастия с репродуктивностью – а напрасно. До беременности женщина должна вылечить все имеющиеся у себя заболевания, а также вести здоровый образ жизни, ровно также должен поступить и мужчина, если родители хотят иметь здоровых детей. Сейчас очень много бесплодия, наблюдается ухудшения течения беременности и родов. В данный момент у нас принимают только экстренные роды. Понятно, что часто это недоношенные дети, как правило, они гораздо слабее.
– Где Вы черпаете силы для всех этих сложностей? Ведь это у пациента один врач, а у врача пациентов много.
– Надо в первую очередь любить своё дело, любить людей, должно нравиться помогать людям. Сейчас вообще довольно странная ситуация, до пандемии – это сплошной негатив, а после – бесконечные флешмобы в поддержку врачей… Вроде как о нас и вспомнили… Что тоже не очень правильно и приятно. Я так думаю, что врач не может специально навредить – его долг спасать людей. Другое дело, что работая на несколько ставок и не уснув несколько ночей подряд, он может что-то пропустить. Врачи – тоже люди. Понимаете, в отпуске ты не в отпуске, выходной, ночь – нужно, идём и помогаем.
– А что семья ?
– Привыкла… Раньше нагрузка была намного больше в плане акушерства и гинекологии, сейчас я занимаюсь в основном УЗИ, административной работой. Население было более молодое и больше женщин, желающих завести детей. Не было сотовых телефонов и получалось так, что скорая могла привезти больную, она ещё не зашла, а уже везут другую. И ты всю ночь проводишь в стационаре, а утром идёшь в женскую консультацию.
Что делать… Брала ребёнка под мышку, сажала с санитарочкой, благо, тогда была нормальная укомплектованность сотрудниками. Муж, конечно, помогает в бытовом плане и с детьми.
– Вы в данный момент проводите УЗИ- обследование женщин, у нас в Хвалынске нормальное оборудование, оно позволяет объективно ставить правильные диагнозы, выявлять патологии?
– Вполне. Понимаете, у нас в голове сложился стереотип, что в платных клиниках всё самое лучшее и новое оборудование, но на деле это далеко не так. Чтобы вы понимали, ценник на новый современный аппарат УЗИ достигает 10 миллионов. Так какой небольшой частной клинике это под силу? У меня у самой был опыт работы в таких клиниках, в одной из них аппарат был намного хуже, чем в нашей больнице. Понимаете, не всю патологию можно увидеть на аппарате УЗИ, даже самом современном. В основном хорошо видна печень и жёлчный пузырь (если брать брюшную полость), весь остальной осмотр может быть нарушен наличием газов в кишечнике, ожирением, ведь глубина ультразвука не очень большая. Не всегда результат зависит от знаний врача и качества аппарата. Хороших аппаратов по области немного. Нужно отметить, что ультразвуковое исследование не панацея, а просто дополнительный метод.
– Практически все врачи из нашего города уезжают в поисках лучшей доли в другие города, почему вы остались?
– Собственно, наверное, они и правы: никто не вернулся, все хорошо устроились.
Но говорят: где родился, там и пригодился. Прикипели мы к Хвалынску, прижились, приросли корнями… Работа мне нравится, бросать её никогда не хотела. Пока мы тут нужны – будем работать. Хотя много куда звали. Хвалынск люблю и этим, наверное, всё сказано.
Кроме того, определяющую роль в спокойной профессиональной работе занимает коллектив. Я бы очень хотела поблагодарить гинекологическое родильное отделение, в котором работают профессионалы, очень ответственные, трудолюбивые и порядочные люди. В любой трудной ситуации подставят плечо, бесконечно благодарна всем за помощь и поддержку. Они моя вторая семья.
Татьяна Ушакова