Мы с вами знаем, что город наш богат интересными людьми, пусть даже покинувшими его когда-то в поисках себя и лучшей жизни, но родина навсегда остаётся в их сердцах. Так случилось и с Мариной Шукуровой, взявшей однажды в руки фотоаппарат и посмотревшей через его объектив на жизнь малой родины.
– Я выросла в Хвалынске, здесь у нас проживают почти все родственники по папиной линии, а прабабушка моя из села Елшанка. Училась в третьей школе, окончила музыкальную – по классу фортепиано. Во время учёбы даже не думала, что когда-нибудь стану фотографом. Рассматривались только практичные профессии. В итоге окончила Саратовскую государственную юридическую академию с красным дипломом и пошла работать по профессии. Считаю, что построила неплохую карьеру, работала в строительных фирмах в Саратове и Москве. По окончании академии у меня появился первый зеркальный фотоаппарат, самая простая любительская модель. Любовь к фотографии привил папа, он снимал меня на советский «Зенит» всё мое детство, сам проявлял и печатал. Для меня фотография тоже поначалу была просто увлечением. Снимала друзей, котиков, цветочки. А потом поняла, что хочу учиться этому на профессиональном уровне. В Саратове на тот момент подходящих курсов не нашлось, поэтому решила бросить всё и переехать в Москву. Нашла хорошую школу и взяла годичный курс коммерческой фотографии. Это было в 2015 году, с того момента моя фотографическая жизнь и завертелась.
Свободное плавание
Главной трудностью в освоении профессии явилась необходимость совмещать работу с учёбой. Жизнь в Москве недешёвая, поэтому работала полный рабочий день юристом, а вечером шла в фотошколу на три часа, возвращалась домой в 23-00, делала домашние задания, ложилась спать в 2-3 ночи. И так целый год, он был очень тяжёлым. Однако, когда занимаешься любимым делом, как-то трудностей не замечаешь. Это сейчас по своим фотографиям того периода вижу, какое у меня измождённое лицо. Я всегда хотела жить в мегаполисе. Когда побывала в Москве первый раз (ещё школьницей), сразу поняла – это мой город. Поэтому здесь сразу почувствовала себя «своей».
После окончания обучения оставила юридическую карьеру и ушла в свободное плавание. По семейным обстоятельствам вернулась в Саратов, где занималась индивидуальными и семейными фотосессиями, а также преподавала искусство фотографии. Со временем поняла, что поле фотографии значительно шире того, что я делаю, захотелось роста. Так и пришла в проектную фотографию и современное искусство.
Поэтому был ещё год онлайн-обучения современной фотографии в Фотодепартаменте (СПб), потом документальной фотографии в Докдокдок (СПб), куча мастер-классов и фестивалей. Сейчас учусь на курсе постдокументальной фотографии и пишу магистерскую в Институте искусств СГУ на тему «Дополнительное образование фотохудожников в контексте современных культурных проектов».
Моя карьера как фотографа строится из двух частей: коммерческой части, с помощью которой я зарабатываю деньги, и собственных проектов, с помощью которых выражаю себя. С ними участвую в конкурсах, но денег эти проекты, к сожалению, не приносят. Это проблема не только моя, с этим сталкиваются все начинающие… и не только художники. В современном искусстве делать только то, что тебе нравится, и зарабатывать миллионы могут единицы. Поэтому большинство фотографов совмещают увлечение проектной фотографией с другой работой либо с коммерческими заказами.
Фотография в проектах
Проектная фотография приносит, конечно, в первую очередь моральное удовлетворение. Мои проекты принимали участие в выставках в Санкт-Петербурге, Саратове, Калининграде, Костроме, Угличе и даже Бангладеше.
Вдохновляюсь я походами в музеи и галереи современного искусства. Даже в путешествиях они – первые точки в городе, которые посещаю как турист. Из фотографов просто обожаю японцев: Нобуёси Араки и Эйко Хосоэ.
Свои проекты всегда отправляю на всевозможные конкурсы и фестивали. В том году мой проект «Край света.Териберка» занял второе место в конкурсе «Точка на карте» на фотопараде в Угличе, а в сентябре проект «Меряченье» стал финалистом 2-го международного фестиваля Vohh Fotofest. Проект «Всероссийский фотоконкурс» и фестиваль «МОЛОДЫЕ ФОТОГРАФЫ РОССИИ-2020» проводится Союзом фотохудожников России с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов. О нём я узнала из Интернета. Впервые на конкурс 2020 года принимаются заявки по специальной теме от партнёра конкурса – Автономной некоммерческой организации «Анима (душа). Центр культурных инноваций». Специальная тема: «Современная Россия. Лица малых и средних городов».
Я решила отправить проект, который делала при помощи моего давнего друга Антона Шакина, он тоже из Хвалынска. Нас заинтересовала тема сёл родного района. Раньше люди городские могли определить сельских по одному лишь говору. Например, в елховском говоре звук «ч» твёрдый, а «ё» безударная. Название своего села местные жители произносят очень интересно, по-особому…Ёлховка с ударением на «о». Мы поехали в село к бабушке Антона и снимали там пару дней фото и видео, записывали голос бабушки. Проект «Атлантида Бабы Груни» получился большим. К сожалению, на конкурс принимали только 6 фотографий. Полный проект можно посмотреть на моём сайте https://www.photo-shukurova.ru/atlantida. Недавно завершился первый этап конкурса, проект вошёл в список финалистов, работы которых будут представлены на итоговой фотовыставке в рамках Всероссийского фестиваля «Молодые фотографы России-2020» в августе в Калуге.
Начинающим фотографам
Совет начинающим фотографам: никогда не останавливайтесь в тот момент, когда подумаете, что знаете о фотографии всё – вы безнадёжно устареете. Искусство постоянно развивается, а значит, и вы должны вместе с ним. Слушайте своё сердце и не бойтесь снимать так, как кажется правильным именно вам. А снимать можно начать на любой фотоаппарат, даже на телефон, если позволяет качество встроенной камеры. Или вообще достать с полки запылённый папин «Зенит», ведь плёнка сейчас снова на пике популярности.
Татьяна Ушакова