ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ о. ПАВЛА

Девять месяцев минуло с момента, когда протоиерей Павел Усов стал настоятелем хвалынского храма Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня. Наш корреспондент встретился с о. Павлом после воскресного богослужения, чтобы задать вопросы, ответы на которые будут, наверное, интересны нашим читателям.

– О. Павел, подавляющее большинство горожан не так уж и много знают о вас. Некоторые прихожане нашего храма, с которыми довелось пообщаться, характеризуют вас как канонического, строгого и даже сурового батюшку. Как вы относитесь к такой характеристике? Расскажите, что считаете нужным о своём жизненном и духовном пути, как стали священником?

–  Родился в 1981 году на Урале (Башкортостан) в светской семье. Отец лет до сорока работал главным инженером РУСа и был человеком не особенно верующим. В конце 1980-х он крестился, в начале 1990-х уже более осмысленно пришёл в Церковь, а в 1997-м  стал священником. Выбранный им духовный путь оказал влияние на всех членов нашей семьи. Я крестился, причём крёстным отцом стал мой дядя.

В 1998 году я поступил в Саратовскую Православную Духовную Семинарию, однако на тот момент не был уверен, что стану священником. Думал, что после окончания семинарии поступлю в университет на факультет журналистики. За время учёбы в семинарии понял, что моё место в Церкви. В 2002 году поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, через два года перевёлся на заочное отделение. Женился, принял сан и начал преподавать в семинарии, где прежде учился.

До 2013-го служил в различных храмах  Саратова: Троицкий собор, храм при областной клинической больнице в Смирновском ущелье, храм Рождества Пресвятой Богородицы. В 2013-м  меня перевели в Вольск, где служил до февраля 2021-го. В феврале назначен благочинным Хвалынского округа Саратовской епархии, настоятелем храма Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня и директором Хвалынской Православной гимназии.

По поводу «строгости и суровости» могу сказать, что при появлении нового священника прихожане вольно или невольно начинают сравнивать с предыдущим настоятелем, в нашем случае о. Виталием Колпаченко. Он служил на Хвалынской земле около двух десятилетий, а за это время люди привыкли к определённой манере поведения, харизме священника, сложились доверительные отношения, симпатии…

В храмах, где я служил прежде, с прихожанами складывались очень хорошие, добрые и тёплые отношения. Но для родства душ и судеб нужно время.  Невозможно во время первых общений с прихожанами сказать: я добрый, хороший, искренне люблю вас, а вы любите меня! Так не бывает. Люди тонко чувствуют, где фальшь, наигранность, артистизм, поэтому непременно нужно быть самим собой и не играть чужие, пусть даже привлекательные роли.

– Коль мы заговорили о вашем предшественнике, о. Виталии, скажите, как вы относитесь к его наследию – Православной Гимназии?

Сама идея о. Виталия о создании Православной Гимназии, безусловно, смелая и грандиозная, но по целому ряду факторов могла провалиться в любой момент. Однако ничего не происходит без воли Божьей – Гимназия существует, живёт и выполняет свою задачу. Духовно-нравственное воспитание и образование очень важны для современной России, и без школы тут не обойтись. Я благодарен учителям, родителям и всем, кто приобщает молодое поколение к ценностям Православной культуры, которая по праву является основанием и вершиной всего лучшего, что есть в нашем Отечестве. Важно отметить, что наша Гимназия стала своеобразной визиткой Хвалынска. Сейчас с уверенностью можно сказать, что со стороны родителей появился устойчивый спрос на Православное воспитание детей. Значит, это дело, от которого есть польза и которое нужно поддерживать и развивать.

Но имея статус частного учебного заведения, она имела существенный фактор риска – нестабильное финансирование. Ежемесячно нужны были немалые средства на содержание гимназии, которые поступали от частных благотворителей и добровольных пожертвований, за что им большая благодарность. Но все ключевые вопросы были «завязаны» на одном человеке, а это всегда очень тяжело. Для долгосрочного образовательного проекта данные факторы – безусловно, минус, потому что все финансово-хозяйственные вопросы находятся в ситуативной зависимости.

В настоящее время Православная Гимназия переведена в систему Министерства образования Саратовской области и присоединена к средней школе посёлка Алексеевка. Это новый период жизни для духовно-нравственного образования в районе, что открывает и новые перспективы. Обучение проходит по той же учебной программе, что и ранее.  Мы благодарны областному правительству и районным властям за поддержку важного проекта, объединившего многих детей, педагогов и родителей. Особенно хочется поблагодарить нашего Владыку Игнатия и благотворителей, которые участвуют в развитии Православного образования в нашем крае.

– Ситуация с коронавирусом, карантинные мероприятия и ограничения каким-то образом повлияли на активность прихожан храма? Внесены ли какие-то изменения в ритуалы, например, «прикладывание к кресту»?

– Когда была объявлена пандемия, я служил в храме города Вольска, поэтому не могу объективно судить о ситуации «до» и «после» в Хвалынске. В Вольске количество прихожан, приходящих на службы, значительно сократилось. Но это изменение коснулось практически всех жизненных сфер – люди опасаются за здоровье, и это нормально. В храмах соблюдаются все предписания и меры безопасности, рекомендованные медиками. Целование креста в конце богослужения присутствует, но мы предупреждаем людей, что они могут сами решать, прикладываться или нет.

– О. Павел, наша беседа из-за временных рамок близится к завершению. Знаю, что вам в сейчас предстоит совершить обряд венчания, поэтому позвольте задать заключительный вопрос: каковы ваши впечатления о Хвалынске и его жителях?

– Хвалынск интересен мне как город, имеющий глубокие исторические корни, нравится своим неспешным провинциальным укладом и менталитетом. Мне интересно находить взаимные связи с людьми, видеть новые точки соприкосновения.

– Жизнь продолжается, несмотря ни на что.  Люди рождаются, крестятся, венчаются… Моя жизнь проходит рядом с их жизнью, и я стараюсь донести истины, способствующие спасению души. Ведь добросовестный путь пастырства – это путь спасения самого священника.