Имя Анатолия Ивановича ЕВСЕЕВА, краеведа и учителя истории школы в Апалихе, хорошо известно читателям «Звезды». Известен он по многочисленным газетным публикациям, посвящённым истории родного села. А также как автор книг «Апалиха, Апалиха – вода родниковая» и «Книга Памяти села Апалиха».
Во время нашего общения Анатолий Иванович открылся для меня как очень интересный и эрудированный собеседник, а ещё как патриот, переживающий за настоящее и будущее своего села.
Вся жизнь Анатолия Евсеева, от рождения и по нынешний день, неразрывно связана с Апалихой. Окончив в 1983 году Вольское педагогическое училище, он вернулся в апалихинскую школу. Проработав год учителем начальных классов, был призван в армию. После армейской службы заочно учился в Самарском педагогическом институте (исторический факультет), совмещая работу и учёбу. Был учителем истории, затем 10 лет завучем школы, 12 лет её директором, потом опять учителем. На сегодняшний день его педагогический стаж составляет без малого четыре десятилетия.
– Анатолий Иванович, Вас можно назвать убедительным олицетворением поговорки «где родился, там и пригодился»! Почему выбрали учительскую стезю и чем объяснить такую преданность месту своего рождения?
– Для кого-то Апалиха – это теперь уже небольшое село на южной окраине Хвалынского района, а для меня это целый мир со своими природными красотами и историей, с которой переплетены многие тысячи людских судеб – тех, кто жил до нас, кто живёт сейчас и кто придёт позже.
Наверное, есть на Земле места, где живётся веселее, комфортнее и интереснее, но для меня Апалиха – святое и родное место, с которым я неразрывно связан невидимой пуповиной. Моя душа привязана к этой земле, которая даёт и жизненные силы, и радость бытия, и вдохновение.
Можете себе представить, что в 1919 году в Апалихе проживало 5100 человек, а в соседнем селе Дёмкино 3444 человека? Если сложить эти величины, то получится практически численность населения нынешнего Хвалынска! Вообразите, как бурно здесь кипела жизнь! Неслучайно Апалиху четырежды «перетягивали» из района в район.
До 1934 года село входило в Хвалынский район, с 1934 по 1951 год в Широко-Буеракский. С 1951 по 1965 село было в составе Вольского района, а потом опять вернулось в Хвалынский. Говорят, что причиной этого «кочевания», является необычное географическое положение села и его экономический потенциал. Мы находимся в 60 км от Вольска и в 52 км от Хвалынска. Село расположено на самом юге Хвалынского района и с двух сторон окружено территорией Вольского района. К кому не приткни – мы везде к месту!
По поводу учительства могу сказать, что, наверное, люди уже рождаются с определённой миссией. Видимо, моё предназначение было связано с образованием. В школьные времена я не очень любил точные науки, зато география и история были для меня самыми желанными предметами. В нашей школе были замечательные учителя, которые своим примером оказали на меня влияние в момент выбора профессии.
– Двадцать два года вы были в школе на руководящих должностях. Как получилось, что вновь стали обычным учителем, вернувшись к началу карьеры?
– Период моего руководства школой совпал с непростыми событиями, происходящими в стране. Если не вдаваться в подробности, то было немало трудностей и проблем, решение которых сказались на здоровье и самочувствии. Когда я выработал педагогический стаж, то принял решение продолжить работу в качестве учителя. Да и сама школа к этому времени претерпела существенные изменения.
Например, в 2001 году в апалихинской школе обучалось 146 учеников, а в настоящее время 51 человек. В классах сидят по несколько человек, и эта ситуация накладывает отпечаток на настроение как учеников, так и учителей. Это беда всех сельских школ.
Если оглянуться в не такое уж и далёкое прошлое, то при школе имелся земельный участок размером 52 гектара. На этом участке было 4 сада, высаживались зерновые, бахчевые и огородные культуры, однолетние кормовые травы. При школе имелось парниковое хозяйство, где выращивалось до 30 000 саженцев рассады капусты, томатов и цветов. Ученики и учителя трудились рука об руку. Дети на практических занятиях постигали агротехнические премудрости, выращивали продукцию, которой хватало не только на собственные нужды, но и на продажу. Представляете, какие были масштабы, какой уровень воспитания и подготовки молодых людей! Выпускники школы получали необходимый набор базовых знаний и навыков для работы и жизни в сельской местности.
– Анатолий Иванович, в последнее время особенно остро звучит критика по поводу ошибок, допущенных в ходе образовательной реформы. Как они отразились на уровне подготовки современных школьников?
– Основная беда в том, что у подавляющего большинства школьников наблюдаются проблемы с памятью и логическим мышлением. Они мало читают, испытывают сложности с пересказом усвоенного материала. Приобщить детей к чтению очень сложно, у них атрофировался интерес к чтению художественной литературы.
Если предыдущие поколения школьников уроки патриотизма черпали из книг о подвиге советского народа, совершённого на войне, то сейчас по школьной программе на уроках истории Великую Отечественную начинают изучать лишь в десятом классе. А это означает: для тех, кто оканчивает девятилетку, шанс узнать о войне из учебников – не предусмотрен!
– В написанных вами книгах я обнаружил огромный пласт уникальной информации о фронтовиках, погибших на войне и вернувшихся с неё. Это огромный и очень важный труд, за который мне хочется выразить вам отдельную благодарность.
– В годы Великой Отечественной войны более 500 жителей нашего села ушли на фронт. 312 из них погибли, умерли от ран, пропали без вести. Вернулись с войны победителями 188 человек. В настоящее время в живых не осталось ни одного ветерана войны. Вечная им Слава и Память!
Действительно, была проделана большая работа с архивными документами Министерства обороны, были получены сведения, которые до определённого времени были недоступны. При школе есть музей, основателем которого была Валентина Васильевна ГУСЕВА. Приняв от неё эстафету, я занимаюсь развитием музея. В настоящее время в нём более 300 экспонатов. Есть разделы труда и быта, собрана большая информационная база о вкладе апалихинцев в Великую Победу. Все музейные экспонаты собраны на территории села, за исключением артефактов войны, найденных на месте сражения у разъезда Дубосеково.
– Анатолий Иванович, в преддверии Дня защитника Отечества, поздравляю Вас и всех земляков с праздником! Желаю здоровья, счастья, благополучия и мира на долгие-долгие годы!
– Спасибо, также хочу поздравить всех людей, причастных к этому празднику, и пожелать всего самого наилучшего!