СТОИТ ЛИ «ЗАТАРИВАТЬСЯ» ПРОДУКТАМИ?

Этот день без сомнения касается каждого гражданина, ведь все мы являемся потребителями. Закон о защите прав потребителей – один из наиболее часто применяемых российских законов. Именно он обеспечивает действенную правовую защиту потребителей от недобросовестных производителей, продавцов, исполнителей услуг.

По словам руководителя отдела экономики, торговли, муниципальных закупок и инвестиций администрации ХМР Ирины Ивановны ЛЕЙДНЕР, в последнее время количество обращений жителей Хвалынского района по поводу фактов нарушений их потребительских прав значительно сократилось. Судя по всему, это связано с возросшим уровнем правовой грамотности населения. Люди научились самостоятельно отстаивать потребительские права, а нарушений стало меньше.

Однако в течение двух недель резко возросло количество обращений граждан по поводу неоправданного роста цен на сахар, гречку и некоторые медицинские препараты. Наша беседа с Ириной Лейднер была посвящена этой актуальной теме.

Ирина Ивановна, вы с сотрудником вашего отдела ежедневно проводите мониторинг цен на социально значимые товары. Будут ли применяться административные меры к торговым организациям, необоснованно завышающим цены на товары, ситуативно попавшим в категорию повышенного потребительского спроса?

-Мониторинг цен проводится в сетевых, местных магазинах и оптовых организациях, осуществляющих свою деятельность на территории города Хвалынска. Управлением потребительского рынка министерства экономического развития Саратовской области сформирован список социально значимых товаров (всего 40 наименований), цены на которые мы ежедневно мониторим, а полученные сведения отправляем в Управление в виде отчёта.

Это необходимо для анализа ситуации и принятия дальнейших административных решений на региональном уровне. Ситуация с исчезновением с прилавков сахара, по всей видимости, имеет искусственный характер.

Например, в сетевые магазины сахар завозят маленькими партиями (в «Магнит» по 50-100 кг по цене 56, 99 рублей; в «Пятёрочку» по 200-300 кг по цене 57,99 рублей). В период потребительского ажиотажа такого количества сахара, конечно же, не хватает. Запасливые граждане сметают его мгновенно. В связи с этим в сетевых магазинах установлено ограничение отпуска некоторых социально значимых продуктов питания, в том числе и сахара по 5 единиц (килограммов, штук) в одни руки, но ситуация от этого не нормализовалась, «сахарные» полки всё равно пустуют.

По официальным данным, в распределительных центрах имеются большие запасы сахара, которого при спокойном поведении покупателей должно хватить до нового сезона.

По факту выявленных нарушений мы направляем материалы в Федеральную антимонопольную службу и прокуратуру. Например, один предприниматель в течение двух недель трижды увеличивал цену на сахар. На 7 марта розничная цена одного килограмма составила 80 рублей. Предприниматель логику такого ценообразования объяснил тем, что производитель отпускал сахар по цене 66 рублей за килограмм, потому что есть спрос, а ценовые ограничения никто не устанавливал.

Характер телефонных обращений граждан, недовольных ценой на сахар и отсутствием дешёвой гречки, как правило, начинается с возмущения: «Куда смотрит администрация района?!» Приходится объяснять, что у нас нет рычагов, позволяющих устанавливать фиксированные цены. Этот вопрос должен решаться на государственном или региональном уровнях. Повторюсь, единственное, что мы можем – это направить материалы по фактам завышения цен в ФАС и прокуратуру. Чем мы и занимаемся.

«ПРОДУКТОВЫЙ ПСИХОЗ» ДОЛГО НЕ ПРОДЛИТСЯ

«Затарка» продуктами длительного хранения – это вполне объяснимая реакция общества на разного рода ситуативные события. В предыдущий раз подобный потребительский «психоз» пришёлся на первую волну пандемии, когда в ажиотажный перечень попала даже туалетная бумага.

Закупка гречки, макаронных изделий и консервов впрок имеет психологический характер. Создав домашний стратегический запас, люди, как правило, успокаиваются, понимая, что на всю жизнь всего не накупить. У каждого из нас есть личный опыт необоснованного «продуктового психоза», любая массовая потребительская паника пробуждает «синдром хомячка». Так… сахар весь скупили, значит, нужно взять хотя бы соль – пять пачек, нет, лучше десять! И понеслось…

Предыдущий потребительский «психоз» продлился около двух недель. Нужно полагать, что и нынешний закончится так же быстро. Есть ли смысл покупать впрок товары, которые из-за поднятого ажиотажа находятся на вершине ценового пика, каждый решает сам. И всё же лучше отнестись к ситуации с благоразумием и здравомыслием…