ПОВЕЛИТЕЛЬ Т-34 или БРОНЯ КРЕПКА И ТАНКИ НАШИ БЫСТРЫ

Советский танк Т-34 по многим показателям был признан лучшим танком Второй мировой войны, став одним из её главных победоносных символов. Германские конструкторы фирмы MAN, изучив достоинства и недостатки нашего легендарного танка, создали свой аналог – «Пантеру». Курская битва и другие сражения доказали, что боевые и технические качества Т-34, отвага и мастерство наших танкистов взяли верх над опасным и сильным противником.Сегодня во всём мире насчитывается всего 20 экземпляров «Пантер». Остальные «звери» истреблены. Полностью.

Накануне профессионального праздника танкистов мы побывали в гостях у хвалынчанина Юрия Михайловича СИНЕЛЬНИКОВА, которому выпала честь быть командиром экипажа легендарного танка Т-34. Несмотря на почтенный возраст (Юрию Михайловичу исполнилось 88 лет), он отлично помнит имена своих сослуживцев и подробности воинской службы.

ОДИН ВЫСТ РЕЛ – ПАРА ХРОМОВЫХ САПОГ!

– Годы моей службы практически совпали с первым 10-летним юбилеем Победы. Для нас срок пребывания в учебке был сокращён с одного года до восьми месяцев в связи с тем, что нужно было ускорить демобилизацию танкистов фронтовиков, многие из которых ещё продолжали службу в войсках, – рассказывает Юрий Михайлович.

Взаимоотношения в воинских подразделениях были очень хорошие, ещё сохранялись фронтовые традиции, поэтому нам, молодым бойцам, оказывалась всемерная наставническая забота и поддержка. Служить мне довелось в Прикарпатском военном округе в городе Проскурово (с 1954 года переименован в г. Хмельницкий). Жили в добротных трёхэтажных казармах, территория военного городка находилась в идеальном порядке. Очень много внимания уделялось строевой подготовке, поэтому многие из новоприбывших роптали, мол, мы куда попали служить в Кремлёвский полк или в танковые войска?

В этот период Прикарпатским ВО командовал маршал Иван Васильевич Конев, которого на этом посту в марте 1955 года сменил дважды Герой Советского Союза генерал армии Павел Иванович Батов. Время его командования запомнилось сплошной чередой учений и манёвров – одни заканчивались, другие начинались.

Много внимания уделялось слаживанию подразделений, частей и соединений, повышению профессионального мастерства и оперативно-тактического кругозора командных кадров. Главными предметами изучения были тактическая, огневая, техническая и специальная подготовки.

Огневой подготовке уделялось особое внимание, перед стрельбами нам неустанно напоминали, что один тан ковый снаряд – это стоимость новых хромовых сапог, не попал в цель – сапоги на ветер! Это впечатляло, старались стрелять метко.

МИНИСТР ОБОРОНЫ ОСТАЛСЯ ДОВОЛЕН

Особенно запомнились крупные манёвры в 1955 году, в которых принимали участие разные рода войск. Условия и сроки были жёсткие, приближённые к боевым. На станции Жмеринка погрузили танки на платформы, сами разместились в вагонах-теплушках, а куда прибудем, не знали. Разгрузились во Львове. Ночь. Наш танковый батальон был головным в части, поэтому мы первыми прокладывали путь к месту назначения.

В пути следования несколько танков угодили в трясину и застряли. Выручил танкист-сверхсрочник – мастер вождения. На повышенной скорости он на своём танке преодолел опасный участок, его примеру последовали остальные. Потом общими усилиями вытащили из трясины застрявшие машины.

Пока вытаскивали «утопших», несколько танков ушли вперёд по заданному направлению разведать обстановку. Мой танк должен следовать во главе колонны, но моё место занял командир батальона, а мне приказал наблюдать за дорогой из башенного люка. Шли по лесной дороге, достигнув развилки дорог, увидели, что танковые следы (разведчиков) расходятся – один след прямо, другой направо. Посовещались и решили свернуть направо. Постепенно дорога стала сужаться, командир приказал снять с танка крылья, чтобы не сломать, но уже скоро стало очевидно– мы оказались в лесном тупике.

Вероятно, разведчики, поняв это, вернулись обратно и пошли по прямой. У нас на это уже не было времени. Решили развернуть башню с пушкой и идти по лесу напролом. Если не придём к пункту назначения вовремя, у командира батальона могли быть серьёзные неприятности. Выбрались на открытое место, видим,движутся огоньки фар – наши идут.Мы на прямкик ним и, как оказалось,вышли наперерез к голове отставшей от нас колонны, которая двинулась по прямой. К пункту назначения успели вовремя.

Перед нами река Днестр, на которой сапёры возводят понтонный мост. С нашего берега артиллерия обстреливает противоположный, занятый условным противником. Воздух сотрясает гул самолётов, которые сбросили в тылу противника крупный (не менее пяти тысяч человек) десант. Всё это впечатляет, очень похоже на настоящие боевые действия.

Настал наш черёд! По возведённому понтонному мосту врываемся на другой берег, стремительным броском занимаем «вражеские» позиции. Позже нам сказали, что за учениями с высокой смотровой вышки наблюдал министр обороны Николай Александрович Булганин и остался доволен увиденным.

После учений наша танковая дивизия разместилась в лесу перед Львовом.Нас предупредили, что в этой местности «шалят» недобитые бандеровцы– будьте начеку. А вечером перед личным составом выступил хор им. Александрова. Этот замечательный концерт навсегда остался в моей памяти,- признался Юрий Михайлович В это же самое время в разведвзводе случилось ЧП – пропал автомат обновлённой конструкции со складным прикладом. Дело дошло до командира 8-й танковой армии Дмитрия Даниловича Лелюшенко, за которым с войны закрепилось прозвище «Генерал «Вперёд!». Он сказал, что пока не будет найден автомат, все будут находиться в лагерях, хоть до глубокой осени!

Автомат нашли не сразу. Сначала из подразделения пропал военнослужащий по фамилии Волков, потом его задержали в городе Белгороде. Попался он нелепо: при входе в столовую автомат, который он прятал под плащом,выпал прямо на глазах сотрудников милиции. По рассказам, на вопрос следователя: с какой целью похитил автомат, Волков ответил дерзко, чтобы тебя расстрелять! На самом деле, автомат был экспериментальной серии с использованием патронов калибра,который не использовался широко в Советской армии. Таким образом, автомат был интересен для потенциального противника, а дело пахло шпионажем…

БЫВШИХ ТАНКИСТОВ НЕ БЫВАЕТ!

После службы в армии Юрий Михайлович окончил индустриальный техникум, который в то время находился в Хвалынске, работал мастером и преподавателем спецпредметов в СПТУ-17,параллельно заочно учился в вузе.В 1960 году женился, а через четыре года получил квартиру в доме на тихой улице Красноармейская, в которой проживает с супругой по сей день.

За пятьдесят лет трудовой деятельности обучил множество учеников вождению на автомобилях, тракторах,комбайнах. Из их числа есть немало тех, кто служил срочную службу в танковых войсках. Мы поздравляем всех танкистов Хвалынского района с их замечательным праздником! Желаем крепких нервов,как гусеницы. Желаем полной осмотрительности в жизни, как у башни.

Желаем надёжной любви, как броня!Будьте смелыми, сильными, мудрыми,неутомимыми и непобедимыми. И помните: танки грязи не боятся, а танкисты не боятся вообще ничего! Желаем успехов и геройских поступков, венчающихся победой!