ПРОЕКТ “ВЫСТАВКА ОДНОЙ КАРТИНЫ”

С 1 апреля по 5 мая Хвалынский художественно-мемориальный музей К. С. Петрова-Водкина в рамках проекта «Выставка одной картины» представляет этюд Валерия Апина «Карьер. Хвалынск». 1990 г. (картон, масло, 40х49,5).

Валерий Арвидович Апин – график, живописец. Родился 12 мая 1957 года, в селе Лесная Зыряновка Восточно-Казахстанской области. Воспитывался в творческой семье. Бабушка окончила до революции Боголюбовские рисовальные классы, мама училась в Саратовском училище, а отец получил своё образование в Рижском художественном училище.

Валерий Арвидович с 1972 по 1976 год учился в Саратовском художественном училище, в 1978 году, после знакомства с архиепископом Пименом (Хмелевским) и с его благословения, Апин поступил в Суриковский художественный институт. С 1976 по 1978 год преподавал в Детской художественной школе Саратова, с 1988 по 1996 – на архитектурно-строительном факультете Саратовского политехнического института, с 1993 по 2017-й был преподавателем художественного училища им. А. П. Боголюбова. Он один из участников традиционных хвалынских пленэров первых заездов.

Представленный на выставке этюд «Карьер. Хвалынск» написан в 1990 году в западных окрестностях города, в районе горы Богданиха во время пленэра. В те годы художники провозглашали себя продолжателями традиций «саратовской школы», в частности К. С. Петрова-Водкина. Апин не остался в стороне от этой тенденции. Он в этюде использует, как и Петров-Водкин в своём зрелом творчестве, несколько точек зрения. Художник пишет с высокого холма, где его глаза находятся на одном уровне с производственными постройками мелового карьера, но на гору Богданиха в центре заднего плана он смотрит снизу, а на дорогу в правой нижней части этюда смотрит сверху – так он использует возможности хвалынского пространства с его скользящими по вертикали горизонтами, обусловленными гористой местностью. Ею же обусловлена композиция этюда в виде чаши, центром которой является меловой карьер. Несмотря на небольшой размер, этюд выглядит монументально.

Работа выполнена короткими мазками, между которыми просматривается белый грунт картона, который объединяет цветовую гамму. Художник не стремится к деталировке предметов, он обобщённо пишет растительность. Тёмные хвойные и светлые лиственные леса, покрывающие горы, по-разному реагируют на солнечное освещение, и художник решает эту проблему, окрашивая горы в зелёные, синие, зелёно-бурые тона.

И только красноватые пятна крыш построек в центре вносят тёплый аккорд в целом холодную гамму этюда, усиленную белыми «языками» карьерных разработок, ритмически перекликающимися с остриями «короны» облаков, расходящихся от гор в голубом небе. Все линии в этюде максимально смягчены, вершины горы как бы утопают в мареве света. Работающие в Хвалынске художники часто подмечают этот необычный свет, который создаётся отражением огромной линзой Волги и белыми пятнами мела.

В этюде Апина не просто солнечный свет, а некое свечение, погружающее зрителя в созерцательное настроение. Так «физика» и метафизика соединились в этом этюде, написанном на натуре, но преобразившим её. Пейзаж с меловым карьером несёт в себе что-то неопределённо-бесконечное, отражая большее в малом – поиск Божественного света, который Валерий Апин найдёт спустя несколько десятилетий в русской иконописи и церкви.

Источник : Саратовский музей имени А. Н. Радищева