ЧТО ЧИТАЮТ ХВАЛЫНСКИЕ ДЕТИ?

«У духовно богатых людей – большая библиотека. У бедных – большой телевизор» – этот афоризм с филигранной точностью отражает суть нашего времени. Современный мир потребления хочет, чтобы вы оставались недалёким и внушаемым человеком. Применяется простой принцип – чем глупее человек, тем проще продать ему различные ненужные товары, предложить услуги, навязать информацию.

КНИГУ ИНТЕРНЕТОМ НЕ ЗАМЕНИТЬ

Количество читающих, а значит, думающих людей стремительно сокращается. Перспектива, что ситуация изменится и подрастающее поколение начнёт активно читать – не внушает оптимизма. Молодые родители с пелёнок приучают детей к гаджетам, которые заменяют им игрушки, книги и общение со сверстниками. Виртуальный мир для них становится гораздо привлекательнее, чем реальный

Накануне праздника мы побывали в Хвалынской детской библиотеке и, пообщавшись с заведующей Галиной ГАВРИКОВОЙ, узнали, какие книги сейчас читают юные хвалынчане.

Галина Викторовна, сколько школьников являются посетителями Детской библиотеки, какое количество из них можно назвать активными читателями и какие книги они предпочитают?

В нашей библиотеке зарегистрировано около 3000 читателей. Говоря о читательской активности, следует отметить, что в результате карантинных ограничений она значительно снизилась. Было получено предписание – наклеить жёлтые ограничительные ленты за 1,5 метра от книжных стеллажей. Читатель, не имея возможности тактильного контакта с книгой, должен был определиться с её выбором, находясь на указанном расстоянии. Постепенно, во многом благодаря проводимым в библиотеке тематическим мероприятиям, читательская активность начала восстанавливаться.

В библиотечном фонде имеется более 4000 тысяч новых книг, изданных в течение последних пяти лет. У нынешней читательской аудитории, за исключением книг о Гарри Поттере, пожалуй, нет произведений, пользующихся широкой популярностью. Одни предпочитают фантастику, другие – детективы, кто-то любит исключительно комиксы. Один мальчик активно читал энциклопедии. В сравнении с юными читателями советского периода их нынешние ровесники практически не читают приключенческой литературы. Когда им предлагаешь произведения Фенимора Купера, Майна Рида, Жюля Верна, Александра Дюма – они отказываются, аргументируя тем, что они «слишком толстые».

Чтение – это сложный процесс, надо сконцентрироваться, сосредоточиться, поэтому при регулярном чтении развивается внимание. У многих юных читателей такие навыки отсутствуют. У них популярна социальная сеть «Тик-Ток», где не надо думать и как-то утруждать себя.

Галина Викторовна, каждый любящий и ответственный родитель хочет, чтобы его ребёнок стал успешным, гармонично развитым человеком. Наверное, не все понимают, что чтение книг во многом этому способствует. Какие бы вы аргументы привели в пользу чтения?

Чтение повышает наш словарный запас, учит красиво излагать мысли. Человек учится размышлять, получает новые знания, с ним интереснее общаться. Развивается воображение, логическое мышление, умение находить причинно-следственные связи. Благодаря чтению укрепляется память, повышается скорость мышления.

Без хорошего навыка чтения не получится учиться ни одному предмету, ведь каждый из них подразумевает умение прочитать текст и понять его.

Последние исследования показали, что успех в жизни напрямую зависит от количества прочитанных книг. Я бы, конечно, добавила, что и от качества этих книг тоже.