СКРОМНЫЕ ГЕРОИ ВЕЛИКОГО ПОДВИГА

В ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС принимали участие 42 жителя Хвалынского района. На сегодняшний день из них в живых осталось 17 человек – скромных, молчаливых очевидцев и ликвидаторов самой масштабной техногенной катастрофы ХХ века. Их подвиг, их заслуги запечатлелись в КНИГЕ ПАМЯТИ, на обложке которой есть слова: «Участникам и ликвидаторам последствий радиационных катастроф посвящается».

Автор-составитель этой книги Татьяна Владимировна КУРАМШИНА, младший научный сотрудник Хвалынского краеведческого музея. Благодаря её многолетнему исследовательскому труду, живому общению с ликвидаторами катастрофы и их родственниками,  мы имеем возможность достоверно знать, как всё было…

? Татьяна Владимировна, с чего началось ваше сотрудничество с земляками-ликвидаторами, как родилась идея создать КНИГУ ПАМЯТИ, посвящённую их подвигу?

– В мае 2008 года началось сотрудничество музея с ликвидаторами аварии на ЧАЭС. Стали регулярно проводиться мероприятия-встречи, тематические

концерты. Уже действовало районное отделение общественной организации «Союз «Чернобыль» России».

С идеей создания книги памяти в музей обратился А. С. Шакин, участник ликвидации последствий аварии.  С 2012 по 2014 год состоялось немало встреч, на которых «чернобыльцы» рассказывали школьникам о катастрофе и этапах её ликвидации. Эти рассказы очевидцев вызывали у школьников неподдельный интерес и массу вопросов.

Изначально предполагалось, что книга будет состоять из глав о каждом ликвидаторе, где помимо официальной информации, по возможности будут размещены их воспоминания. Но в ходе работы над КНИГОЙ ПАМЯТИ выяснилось, что большинство ликвидаторов оказались невероятно скромными людьми, о своём участии рассказывали немногословно, по этой причине пришлось ограничиться официальной информацией.

Дело в том, что в момент аварии на Чернобыльской АЭС многие советские люди не имели достоверной информации о воздействии радиации на человеческий организм. Многие люди получали повестки из военкомата, как, например, наш земляк Николай Иванович КАЗАНЦЕВ. Другие получали командировочные направления от организаций, в которых работали, и ехали до конца не понимая, куда едут и какова будет их миссия.

Евгений Иванович РЫЖОВ, принимавший участие в очистке поверхности 3-го реактора от обломков, рассказывал, что перед тем, как приступить к выполнению определённого задания, каждый участник проходил методическую подготовку. Человеку объясняли маршрут движения, указывали предмет, который нужно забрать и куда бросить.

Людей, выполнявших задание, облачали в прорезиненные костюмы, противогаз, которые не защищали от облучения радиацией, а выполняли больше психологический эффект защищённости. Иногда было достаточно одной такой «ходки», чтобы человек, получивший критическую дозу радиационного облучения, больше не допускался на этот объект. Его переводили на другой «неопасный» участок, например, мыть из шланга машины, побывавшие на «грязной» территории.

О том, какие эмоции могут испытывать люди, побывавшие в эпицентре техногенной аварии, можно судить по рассказу вдовы ликвидатора-чернобыльца Александра Владимировича Пономарева   Надежды Ивановны, проживающей в посёлке Возрождение.

– Когда мужа командировали в Чернобыль, я осталась одна с двумя маленькими детьми. Понимала, что там случилась страшная трагедия, но информации было мало, и больше всего мучила полная неизвестность. Муж вернулся оттуда замкнутым. Практически ничего не рассказывал, словно вернулся другим человеком. Но однажды, когда, спустя годы, по телевизору показали репортаж о Чернобыле, он молча встал и ушёл в другую комнату. Когда я пришла к нему, он плакал, а потом впервые заговорил.

– Я увидел там мёртвый город со следами из прошлой, наполненной оптимизмом жизни, которой там уже никогда не будет. Представил, что вы,  ты и наши дети, могли оказаться на месте этой аварии. Это ужасно! – сказал он.

В завершение нашего разговора Татьяна Владимировна рассказала, что в музее сформирован фонд «Ликвидаторы Чернобыльской аварии» в память о событии, которое никогда не должно повториться, и дани мужеству  людей, чей подвиг не подлежит забвению!