Истории хвалынских семей с дворянскими корнями
Если Книга судеб человеческих пишется на небесах, то автор судеб трёх сестер, Веры, Надежды и Софьи Рыбицких (дочерей дворянина Михаила Валерьяновича Рыбицкого), постарался основательно. С выдумкой и фантазией! Жизненный путь сестёр, героинь этой публикации, интересен для хвалынского читателя прежде всего тем, что действия происходят в драматичные периоды истории как страны, так и провинциального Хвалынска.
Как же сложилась жизнь молодых хвалынских дворянок с символичными именами Вера и Надежда – свидетелями революции и Великой Отечественной войны?
ВЕРА
Как уже было сказано, Михаил Рыбицкий, занимая различные (связанные с разъездами) должности, жил в Саратове. А гражданская жена Анна Васильевна с тремя его дочерями проживали в Хвалынске. С особой любовью он относился к старшей дочери, Вере, которой очень гордился за её успехи в образовании.
Она в 15 лет окончила основной курс Хвалынской гимназии с высокими оценками и знанием французского и немецкого языков и сразу поступила в VIII-й дополнительный класс по изучению русского языка и методики его преподавания.
Отец делал ей хорошие подарки, часто брал с собой во время поездок в Москву и Петербург, где водил в театры, музеи, парки, открывая девочке новые грани культурной жизни.
В возрасте 13 лет в своём дневнике Вера оставила впечатления о поездке в Петербург, где отец познакомил её с двоюродным братом (по материнской линии) – Габленц Александром Фёдоровичем. Александр Габленц был известным в северной столице человеком – ведущим певцом Петербургского (Императорского) оперного театра. (Его фотография имеется в фотоальбоме семьи Белозёровых).
В 1910 году Вера, получив специальность учительницы, начала работать в воскресной рабочей школе города Саратова. С 1912-го по 1917 год учительствовала в селе Старые Гривки Балашовского уезда. С 1918-го стала работать в Хвалынске, сначала в 3-м мужском училище, затем в 3-й школе первой ступени.
В 1922 году Вера вышла замуж за Петра Коронатовича Белозёрова. В этом браке родила четырёх детей (сын Володя и дочь Нина умерли в детском возрасте). Сыновья Виктор и Борис стали её гордостью и жизненной опорой. Виктор Петрович до выхода на пенсию работал старшим технологом на хвалынском консервном заводе. Борис Петрович, известный учёный, профессор, ныне живёт в Санкт-Петербурге.
Увы, семейное счастье Веры и Петра было недолгим. В феврале 1933 года муж скончался от болезни, а в марте этого же года умер отец Веры – Михаил Валерьянович. Всю последующую жизнь Вера Михайловна посвятила своим сыновьям и ученикам, проработав в сфере просвещения 34 года.
После смерти мужа красивая и обаятельная Вера Михайловна неоднократно получала от мужчин предложения руки и сердца, но деликатно отвергала их, понимая, что никто не заменит ей любимого Петра.
Вера Михайловна Белозёрова покинула этот свет 21 марта 1971 года в возрасте 78 лет. На её похоронах было много хвалынчан, в том числе учеников, которых она безмерно любила и поддерживала. Похоронили Веру Белозёрову на Поповой горе, рядом с мужем, отцом, матерью и умершими детьми.
НАДЕЖДА
Судьба Надежды Михайловны, средней дочери Михаила Рыбицкого, сложилась трудной и полной испытаний.
Вот что написал в своих воспоминаниях её племянник Виктор Петрович Белозёров.
«Наша честная, добрая тётя Надя прожила трудную жизнь. В 1919 году она вышла замуж за Александра Николаевича Сергеева. В 1920-м у них родилась дочь Лидия, в 1923-м – Ольга, в 1924-м – Вера, в 1927-м – Николай, а в 1933 году – Михаил.
Муж Надежды, Александр, работал счетоводом на маслозаводе, человек очень добросовестный, пользовался уважением. В 1937 году по наговору был арестован и отбыл наказание на севере, срок дали немалый, 8 лет. Семье пришлось пережить тяжёлые времена, особенно в годы войны. Мать шила, дети занимались огородом, подрабатывали, где возможно.
Отбыв срок от звонка до звонка, Александр Николаевич вернулся в Хвалынск, работал в госпитале, потом на мельнице. В 1959 году он умер, а через два года умерла Надежда Михайловна, прожив на этом свете всего 67 лет».
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Мы порой непростительно небрежно относимся к артефактам прошлого, считая их архаичным хламом. Потомок Веры Михайловны – Вячеслав Викторович Белозёров – продемонстрировал мне школьный аттестат своей бабушки, различные документы прадеда и деда, дореволюционные открытки, с помощью которых велась семейная переписка Рыбицких, фотоальбом, где на протяжении двух столетий копились фотографии родственников. Сохранился также альбом с денежными знаками – дореволюционными и теми, которые имели хождение во времена Керенского и Ленина.
К сожалению, газетный формат не позволяет рассказать о судьбах потомков трёх сестер Рыбицких, а среди них много достойных людей, немало сделавших для блага нашей Родины. Завершая этот материал, нужно напомнить о такой важной ценности как память о своих предках. Берегите её, передавайте потомкам, и, возможно, кто-то вспомнит и о нас – ныне живущих…
Алексей КАРПОВ