Подвешенный кофе или спасение в милосердии

Как сделать другому человеку приятное, может быть, просто угостить его чашечкой чая или кофе? В этом суть традиции подвешенного кофе и движения «Возьми, если хочешь. Отдай, если можешь».

БИСТРО С ИТАЛЬЯНСКОЙ ПРОПИСКОЙ

Традиция «подвешенного» кофе родилась в Италии. Впервые о ней написал итальянский писатель Тонино Бенаквиста в романе «Малавита»: «…отдыхая в Неаполе, он услышал о старинном обычае, который еще чтили некоторые тамошние владельцы бистро. Учитывая недорогую стоимость эспрессо у стойки, клиенты нередко выгребали мелочь из карманов и покупали два кофе, выпивая при этом только один, а бармен записывал себе на доску один бесплатный кофе для случайно зашедшего бедняка…»
Однажды известный итальянский сценарист и писатель Тонино Гуэра стал очевидцем этой сцены в реальной жизни и вот как он описал ее:
 
«Сидим мы в кафе с режиссером Де Сика. Входят два человека и говорят: «Пять кофе, два мы выпьем сейчас, а три подвесьте». Платят за пять кофе, а выпивают свои два. Я спрашиваю у друга, что это за подвешенный кофе? Он говорит: «Подожди, сам увидишь». Потом заходит молодой человек заказывает два кофе, один пьет, платит за два и уходит.

Так мы с Де Сикой досидели, разговаривая, до полудня, двери были открыты, я смотрел на эту залитую солнцем площадь, и вдруг вижу какую-то темную тень, приближающуюся к двери. Уже у самой двери бара вижу, что это бедный человек. Он заглядывает в кафе и спрашивает: «Есть подвешенный кофе?»…»
Эта история, рассказанная кем-то из блоггеров, в свое время буквально «взорвала» социальные сети, а традицию «подвешенного» кофе тут же воплотили в жизнь в России. В ноябре 2011 года в Москве появились первые кафе, где «подвешивают» кофе,  их узнавали по табличке на дверях «Возьми, если хочешь. Отдай, если можешь». И это не считалось благотворительностью, а просто подарком для незнакомого человека, с которым ты захотел поделиться частичкой тепла и добра.

ГОДЫ ЛЕТЯТ КАК НЕДЕЛИ…

Судя по всему, традиция «подвешенного кофе» так и не прижилась в нашей столице, иначе «мода на милосердие» быстро бы распространилась по регионам. Думаю, что дело тут  не только в экономических трудностях или в том, что подавляющее большинство россиян не приучились пить кофе в кафе. Просто нам всем вдруг стало катастрофически не хватать времени на самих себя, на общение с близкими людьми и  друзьями, не говоря уже о каких-то милосердных поступках или хотя бы помыслах о них.

Многие мои знакомые в один голос сетуют, что последние годы с ходом времени творится что-то неладное. Дни и месяцы стремительно летят, обгоняя наши возможности, и мы все меньше успеваем сделать, откладывая исполнение планов на будущее. Живем, но словно и не живем собственной жизнью: суетимся, торопимся, но при этом не остается времени на то, чтобы подумать о духовных ценностях, почитать полезную книгу или заняться любимым делом. Осознание духовной неполноценности собственной жизни заставляет страдать – вроде бы крутишься, как белка в колесе, но плоды содеянного не приносит радости и удовлетворения. В остатке лишь хроническая усталость и раздражение.

ЧТО ПРОИСХОДИТ С ВРЕМЕНЕМ И С НАМИ?

Ответ на этот вопрос я услышал во время воскресной проповеди о. Виталия, настоятеля Крестовоздвиженского храма (г. Хвалынск). Дословно мне вряд ли удастся воспроизвести это важное обращение к прихожанам, но попробую донести его смысл до читателей.
 
– Те, кто регулярно приходит в храм на богослужения, наверняка заметили, что время, проведенное здесь, воспринимается иначе, чем в обычной жизни. Кажется, что время, проведенное за молитвами, длится нескончаемо долго, а на самом деле прошло всего лишь час-полтора. Это потому, что только в храмах, где молящиеся люди доверяют свои чаянья и помыслы богу, ход времени сохраняет свой истинный ритм. В мирской суетной жизни время воспринимается человеком иначе, – констатировал отец Виталий.

По его словам, метаморфозы со временем — явное указание на то, что мы приближаемся к пришествию Антихриста. Никто не может говорить об этом уверенно, но намек имеется в Евангелии: «…Ибо восстанет народ на народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам… тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» (от Матфея 24: 7-22).
– Но чем больше мы бежим, тем более одинокими себя чувствуем, прячемся, как в песок, в работу, во всяческие обязанности и хлопоты, а в немногие минуты отдыха, когда остаемся наедине с самими собой, нам становится еще тяжелее, и мы начинаем всё сначала, – продолжает отец Виталий. – Именно поэтому был изобретен телевизор – чтобы утолить это неизбывное одиночество, переживаемое сегодняшними людьми, презревшими Бога до полного Его забвения и незнания…
А что касается усталости и сопутствующей ей нервозности, раздражительности – они-то как раз и говорят, что дела твои, которыми ты так загружен, не приносят духовного плода. Как бы положительно ни оценивали твою деятельность люди – в очах Божиих она не будет иметь никакой цены, потому что сделано всё – в отрыве от Него.
«Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и вы, если не будете во Мне» (Ин. 15: 4).

Святые отцы учат нас любое дело воспринимать как полученное от Бога – и именно для Бога его выполнять. А молиться мы не успеваем чаще всего не от перегрузки – от собственной лени. Время – субстанция коварная, лукавая, неоднородная, оно может растягиваться и сжиматься, в нем могут находиться пустоты, возможности, которые мы не используем. И если человек от всего сердца попросит Бога дать ему необходимый час, два часа, день – Господь это время для человека найдет.

В финале проповеди о. Виталий напомнил прихожанам о начале Рождественского поста – времени не только воздержания от мясной пищи, но и духовного роста, в котором важную роль играет милосердие. Это, прежде всего, чуткое отношение к окружающим тебя людям. Нам нужно вновь обрести время, став как прежде чувствительными к несчастью и боли друзей, родных, соседей и людей с улицы, — а более всего чувствительными к голосу собственного сердца.

С БОЖЬЕЙ ПОМОЩЬЮ
 
Однажды летом во время посещения Крестовоздвиженского храма в Хвалынске, о. Виталий мягко укорил меня за то, что нечасто прихожу на воскресные службы. Я попытался оправдаться, мол, приезжаю в Хвалынск лишь на выходные. Мама, в силу своего возраста и здоровья, не может заниматься домашними делами, поэтому за сутки мне нужно управиться с огородом, виноградником, закупить продукты и выполнить еще массу разных хозяйственных дел. Когда мне!

А он в ответ с улыбкой, но настойчиво:

 – Приходи! Ты бросаешься делать свои необходимые, как считаешь, дела, не считая при этом обязательной молитву, – потому что не видишь и не чувствуешь присутствия Божия в своей жизни, не ждешь от Господа помощи. Приходи на службу, и с божьей помощью управишься со своими делами.
Мне стало стыдно, ладно, думаю, завтра встану пораньше, поработаю, потом пойду на утреннюю службу, те два часа, проведенные в храме, все равно ничего в моих проблемах не решат.

Возвращаюсь из храма, а у дома встречает сосед, говорит: – Помнишь, ты как-то сказал, что хочешь  железную емкость на другое место перетащить? Так вот, ко мне сыновья приехали, сейчас их позову – вчетвером перетащим, куда скажешь. Перетащили, да как быстро! А ведь сколько лет я мечтал убрать из прохода эту громоздкую и тяжеленную емкость!

Немного погодя, другой сосед в гости зашел, разговорились, и я поделился с ним планами: мол, от емкости избавился, теперь бы еще для полного счастья старый дровник сломать – освободить место под новые сорта винограда. А он в ответ: ну, так давай прямо сейчас, и сломаем, я только сбегаю, переоденусь и гвоздодер захвачу.

Разобрали сарай удивительно быстро, так что и на посадочные дела времени хватило. Можно считать приведенные примеры совпадением, но уж очень это совпадение убедительное!

Алексей КАРПОВ