В процессе расставания партнёрам не всегда удаётся оставаться хладнокровными и спокойными. В момент стресса человек теряет способность адекватно мыслить и принимать верные решения. Переполненные негативными эмоциями супруги очень часто забывают о третьей стороне развода — своём ребёнке. Какого бы возраста ни был ребёнок, развод родителей почти всегда воспринимается тяжело. Развод для него — отнюдь не юридический факт расторжения брака. Это дорога, которая начинается с родительских ссор и заканчивается моментом расставания. Чем короче этот путь, тем безболезненнее будет ребёнку это пережить.
Об этой проблеме мы поговорили с человеком, для которого такие ситуации почти каждодневная практика. Ольга Александровна Хрулева, заведующая сектором опеки и попечительства администрации Хвалынского района, расскажет нам, как губительны для ребёнка могут быть последствия бурных выяснений отношений супругов при разводе.
– Разговор о разводах я начну со статистики. В 2019 году было заключено 84 брака, на которые пришлось 86 разводов, в 2020 – 95 заключённых браков и 78 разводов. Цифры грустные, даже страшные… Конечно, не все, кто расторгает брак, приходят к нам для определения порядка общения с ребёнком или места проживания. Несмотря на это, за прошлый год количество таких обращений увеличилось почти в три раза. Это грандиозное число конфликтных ситуаций, в которых принимают участие дети.
К тому же в 85 % случаев это не имеет отношения к ограждению ребёнка от опасных ситуаций, защиты от негативного влияния другого родителя. Просто два взрослых человека с помощью ребёнка хотят сделать друг другу как можно больнее. Это самое безобразное и мерзкое, что только может быть. В таких случаях хочется перенять опыт Европы, где ребёнок в подобных ситуациях до выяснения всех обстоятельств просто изымается из семьи. В этом случае он не участвует в дрязгах родителей. Возможно, если бы в нашей стране существовала такая практика, это смогло бы стимулировать бывших супругов вести себя достойно.
Понимаете, то, что происходит в таких ситуациях, – это за гранью здравого смысла. Никто не думает о ребёнке. Привычный его мир просто рухнул – потому что мама и папа теперь не вместе. А ведь он любит обоих… И искренне разрывается, чтобы всем угодить. Он не знает, что предпринять, чтобы родители хотя бы не ненавидели друг друга. В бедной детской головёнке происходит страшное. Не стоит думать, что ребёнок слишком мал, поэтому не понимает, что происходит в семье. Если он что-то не до конца понимает, то объяснить ему это должны сами родители, а не врач. Поговорите с ним честно, объясните, что с этого момента мама и папа будут жить отдельно. Причём принимать участие в разговоре должны оба родителя. Не стоит взваливать всю вину или ответственность на кого-то одного. Это плохо для ребёнка, переживающего расставание родителей. У него может развиться комплекс своей вины за происходящее.Сказать ребёнку о том, что родители решили развестись, нужно таким образом, чтобы он смог самостоятельно сделать определённые выводы. Самое главное, чтобы он чувствовал, что развод никак не повлияет на отношение родителей к нему. И уж, конечно, нельзя использовать его в качестве манипулирования друг другом.
– Такие вещи происходят чаще в неблагополучных семьях или в любых?
– В любых. Благополучная семья с точки зрения закона – это та, которая не была замечена в асоциальном образе жизни, употреблении спиртного и злостного уклонения от родительских обязанностей. А, казалось бы, во вполне благополучных семьях могут происходить такие вещи, которых может и не быть в семьях, обозначенных как «социально неблагополучные». Там могут происходить войны не на жизнь, а на смерть. Судебные тяжбы длятся не один год.
– Есть ли приоритет у матери? Учитывается ли мнение самого ребёнка в такой ситуации?
– Никаких приоритетов нет. Единственный приоритет – благополучие ребёнка. Его мнение учитывается официально с 10 лет, но, чтобы исключить возможное давление на ребёнка, обязательно проводится психологическая диагностика.
В моей практике был процесс, на котором ребёнок сказал, что однозначно хочет проживать с одним из родителей. В результате разбирательства выяснилось , что на него оказывалось психологическое давление, было установлено злоупотребление родительскими правами. То, что происходило с ребёнком, невозможно пересказать…
К таким вопросам нельзя подходить с точки зрения гендерной принадлежности и гендерного сострадания. Не всегда правда на стороне матери. Поэтому служба опеки может быть только на стороне ребёнка. Другую сторону мы не поддерживаем никогда. Только интересы ребёнка. Мы объясняем обеим сторонам, чтобы они услышали друг друга. Ни один суд в мире не примет решение, которое устроит обоих в одинаковой степени. И если хотя бы одна сторона способна здраво рассуждать, то стороны заключают Мировое соглашение после первого же заседания. Но так бывает нечасто, в основном люди слышат только свой эгоизм и хотят как можно больше насолить друг другу. Никто не думает, что ребёнок становится объектом манипуляций.
И да, ребёнка не всегда оставляют с матерью. В прошлом году у нас было два процесса, по результатам которых дети остались с отцами. В одном случае мама сама была не против, а в другом – мама исчезла из жизни семьи на три года, оставив двухгодовалую дочку с папой.
Сейчас появилась опасная тенденция – родители просто исчезают из жизни детей… Дети могут быть с бабушками, дедушками, родственниками, а родителей нет… В прошлом году нас захлестнули семейные конфликты. Возможно, пандемия сыграла свою роль.
– Могут ли подобные семейные конфликты перерасти в домашнее насилие одного супруга над другим?
– Да, к большому сожалению. Но, как правило, это случается до того, как одна из сторон обратится в какую-то структуру за помощью. У нас были такие случаи. Одна из сторон подвергалась семейному насилию, но очень долго скрывала и терпела. После очередного семейного скандала попала в больницу. Скрыть было уже нельзя, поскольку о травмах больница сообщает полиции, которая в свою очередь проводит проверку. В такой ситуации все службы, которые оказываются втянуты в этот конфликт, должны проявить человечность. Это на самом деле творит чудеса, человек понимает, что он не ничтожество, что есть люди, готовые помочь.
Ужас в том, что в такой среде воспитываются дети, которые, вырастая, будут повторять в семейной жизни поведение своих родителей. У нас исчезает институт классической семьи. Семьи, где папа – защита и опора, где мама – хранительница домашнего очага, где безопасно. К примеру, взять безобидный вахтовый метод работы, но сколько семей из-за него распалось…
– Как говорится, суд – последняя инстанция. Это решает проблему?
Как я уже говорила – нет. Мало того, иногда на процессе происходят настолько жуткие вещи, что это выходит за грань здравого смысла. Люди выносят личные, даже интимные моменты друго друге, которыми машут, как знамёнами, стараясь как можно больше унизить друг друга и доказать, что сами гораздо лучше. Но никакие компроматы, никакие оскорбления не могут доказать, что ты лучший родитель.
– Если человек способен на такое, как можно ему доверять ребёнка?
Соломоново решение – самый справедливый суд. Только очень сильный человек может сделать шаг назад. Если два взрослых человека не могут договориться между собой – это проблема. Ребёнок становится разменной монетой в таких ситуациях.
Конечно, случаи всякие бывают. Был такой пример, когда отец давно ушёл из семьи и много лет не платил алименты. Мать всё же решилась подать заявление, на что бывший супруг ей сказал: « Знаешь что, забери заявление, а то я обращусь в опеку и у тебя отнимут ребёнка, я такой же папа». Мама прибегает к нам в слезах, она боится. Формально папа и мама – два законных представителя, которые имеют равные права, но не стоит забывать и об обязанностях. И как бы дико это ни звучало, отсутствующий в жизни ребёнка папаша – такой же родитель. Поэтому, чтобы обезопасить себя, – всегда подавайте на алименты. Пусть другая сторона их не платит, но это абсолютное доказательство в суде того, что вторая половина уклоняется от родительских обязанностей.
Кроме этого, может случиться и такое – сторона много лет не участвовала в жизни детей, а в старости горе-родитель может потребовать с них алименты.
Понимаете, бывало, что супруги прекращают фактические брачные отношения, не оформляют развода, а потом через какое-то количество лет мужчине приходит документ, где у него огромная задолженность по алиментам на пятеро детей. Он в шоке. Оказывается, бывшая супруга всех своих последующих детей записала на него. И такое у нас было. Были случаи оспаривания материнства, когда одна женщина рожала по паспорту другой.
Вот поэтому я призываю – доводите всё до логического завершения, само не рассосётся. Позаботьтесь о себе и своих близких.
Да, сейчас очень сложное время, которое требует от нас быть более мудрыми, глубокими, предусмотрительными. Один известный психиатр объяснил проблемы семейных отношений таким образом: «Дайте людям почву под ногами, чтобы они чувствовали, что стоят уверенно и у них вырастут крылья, появится уверенность, они станут способны на многое». Мне очень хочется, чтобы эта почва была у нас всегда и не уходила из-под ног.
А мы в свою очередь желаем всем родителям не забывать, что они имеют не только права, но и обязанности. Когда ты родитель, интересы ребёнка выше твоих собственных. Посмотрите фильм «Нелюбовь» режиссёра Андрея Звягинцева, взгляните на себя со стороны.