Как сделать другому человеку приятное, может быть, просто угостить его
чашечкой чая или кофе? В этом суть традиции подвешенного кофе и движения
«Возьми, если хочешь. Отдай, если можешь».
БИСТРО С ИТАЛЬЯНСКОЙ ПРОПИСКОЙ
Традиция «подвешенного» кофе родилась в Италии. Впервые о ней написал
итальянский писатель Тонино Бенаквиста в романе «Малавита»: «…отдыхая в
Неаполе, он услышал о старинном обычае, который еще чтили некоторые тамошние
владельцы бистро. Учитывая недорогую стоимость эспрессо у стойки, клиенты
нередко выгребали мелочь из карманов и покупали два кофе, выпивая при этом
только один, а бармен записывал себе на доску один бесплатный кофе для случайно
зашедшего бедняка…»
Однажды известный итальянский сценарист и писатель Тонино Гуэра стал очевидцем
этой сцены в реальной жизни и вот как он описал ее:
«Сидим мы в кафе с режиссером Де Сика. Входят два человека и говорят: «Пять
кофе, два мы выпьем сейчас, а три подвесьте». Платят за пять кофе, а выпивают
свои два. Я спрашиваю у друга, что это за подвешенный кофе? Он говорит:
«Подожди, сам увидишь». Потом заходит молодой человек заказывает два кофе, один
пьет, платит за два и уходит.
Так мы с Де Сикой досидели, разговаривая, до полудня, двери были открыты, я
смотрел на эту залитую солнцем площадь, и вдруг вижу какую-то темную тень,
приближающуюся к двери. Уже у самой двери бара вижу, что это бедный человек. Он
заглядывает в кафе и спрашивает: «Есть подвешенный кофе?»…»
Эта история, рассказанная кем-то из блоггеров, в свое время буквально
«взорвала» социальные сети, а традицию «подвешенного» кофе тут же воплотили в
жизнь в России. В ноябре 2011 года в Москве появились первые кафе, где
«подвешивают» кофе, их узнавали по табличке на дверях «Возьми, если хочешь.
Отдай, если можешь». И это не считалось благотворительностью, а просто подарком
для незнакомого человека, с которым ты захотел поделиться частичкой тепла и
добра.
ГОДЫ ЛЕТЯТ КАК НЕДЕЛИ…
Судя по всему, традиция «подвешенного кофе» так и не прижилась в нашей столице,
иначе «мода на милосердие» быстро бы распространилась по регионам. Думаю, что
дело тут не только в экономических трудностях или в том, что подавляющее
большинство россиян не приучились пить кофе в кафе. Просто нам всем вдруг стало
катастрофически не хватать времени на самих себя, на общение с близкими людьми
и друзьями, не говоря уже о каких-то милосердных поступках или хотя бы
помыслах о них.
Многие мои знакомые в один голос сетуют, что последние годы с ходом времени
творится что-то неладное. Дни и месяцы стремительно летят, обгоняя наши
возможности, и мы все меньше успеваем сделать, откладывая исполнение планов на
будущее. Живем, но словно и не живем собственной жизнью: суетимся, торопимся,
но при этом не остается времени на то, чтобы подумать о духовных ценностях,
почитать полезную книгу или заняться любимым делом. Осознание духовной
неполноценности собственной жизни заставляет страдать – вроде бы крутишься, как
белка в колесе, но плоды содеянного не приносит радости и удовлетворения. В
остатке лишь хроническая усталость и раздражение.
ЧТО ПРОИСХОДИТ С ВРЕМЕНЕМ И С НАМИ?
Ответ на этот вопрос я услышал во время воскресной проповеди о. Виталия,
настоятеля Крестовоздвиженского храма (г. Хвалынск). Дословно мне вряд ли
удастся воспроизвести это важное обращение к прихожанам, но попробую донести
его смысл до читателей.
– Те, кто регулярно приходит в храм на богослужения, наверняка заметили, что
время, проведенное здесь, воспринимается иначе, чем в обычной жизни. Кажется,
что время, проведенное за молитвами, длится нескончаемо долго, а на самом деле
прошло всего лишь час-полтора. Это потому, что только в храмах, где молящиеся
люди доверяют свои чаянья и помыслы богу, ход времени сохраняет свой истинный
ритм. В мирской суетной жизни время воспринимается человеком иначе, –
констатировал отец Виталий.
По его словам, метаморфозы со временем — явное указание на то, что мы
приближаемся к пришествию Антихриста. Никто не может говорить об этом уверенно,
но намек имеется в Евангелии: «…Ибо восстанет народ на народ, и царство на
царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам… тогда будет великая
скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не
сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся
те дни» (от Матфея 24: 7-22).
– Но чем больше мы бежим, тем более одинокими себя чувствуем, прячемся, как в
песок, в работу, во всяческие обязанности и хлопоты, а в немногие минуты
отдыха, когда остаемся наедине с самими собой, нам становится еще тяжелее, и мы
начинаем всё сначала, – продолжает отец Виталий. – Именно поэтому был изобретен
телевизор – чтобы утолить это неизбывное одиночество, переживаемое сегодняшними
людьми, презревшими Бога до полного Его забвения и незнания…
А что касается усталости и сопутствующей ей нервозности, раздражительности –
они-то как раз и говорят, что дела твои, которыми ты так загружен, не приносят
духовного плода. Как бы положительно ни оценивали твою деятельность люди – в
очах Божиих она не будет иметь никакой цены, потому что сделано всё – в отрыве
от Него.
«Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе, так и
вы, если не будете во Мне» (Ин. 15: 4).
Святые отцы учат нас любое дело воспринимать как полученное от Бога – и именно
для Бога его выполнять. А молиться мы не успеваем чаще всего не от перегрузки –
от собственной лени. Время – субстанция коварная, лукавая, неоднородная, оно
может растягиваться и сжиматься, в нем могут находиться пустоты, возможности,
которые мы не используем. И если человек от всего сердца попросит Бога дать ему
необходимый час, два часа, день – Господь это время для человека найдет.
В финале проповеди о. Виталий напомнил прихожанам о начале Рождественского
поста – времени не только воздержания от мясной пищи, но и духовного роста, в
котором важную роль играет милосердие. Это, прежде всего, чуткое отношение к
окружающим тебя людям. Нам нужно вновь обрести время, став как прежде
чувствительными к несчастью и боли друзей, родных, соседей и людей с улицы, — а
более всего чувствительными к голосу собственного сердца.
С БОЖЬЕЙ ПОМОЩЬЮ
Однажды летом во время посещения Крестовоздвиженского храма в Хвалынске, о.
Виталий мягко укорил меня за то, что нечасто прихожу на воскресные службы. Я
попытался оправдаться, мол, приезжаю в Хвалынск лишь на выходные. Мама, в силу
своего возраста и здоровья, не может заниматься домашними делами, поэтому за
сутки мне нужно управиться с огородом, виноградником, закупить продукты и
выполнить еще массу разных хозяйственных дел. Когда мне!
А он в ответ с улыбкой, но настойчиво:
– Приходи! Ты бросаешься делать свои необходимые, как считаешь, дела, не
считая при этом обязательной молитву, – потому что не видишь и не чувствуешь
присутствия Божия в своей жизни, не ждешь от Господа помощи. Приходи на службу,
и с божьей помощью управишься со своими делами.
Мне стало стыдно, ладно, думаю, завтра встану пораньше, поработаю, потом пойду
на утреннюю службу, те два часа, проведенные в храме, все равно ничего в моих
проблемах не решат.
Возвращаюсь из храма, а у дома встречает сосед, говорит: – Помнишь, ты как-то
сказал, что хочешь железную емкость на другое место перетащить? Так вот,
ко мне сыновья приехали, сейчас их позову – вчетвером перетащим, куда скажешь.
Перетащили, да как быстро! А ведь сколько лет я мечтал убрать из прохода эту
громоздкую и тяжеленную емкость!
Немного погодя, другой сосед в гости зашел, разговорились, и я поделился с ним
планами: мол, от емкости избавился, теперь бы еще для полного счастья старый
дровник сломать – освободить место под новые сорта винограда. А он в ответ: ну,
так давай прямо сейчас, и сломаем, я только сбегаю, переоденусь и гвоздодер
захвачу.
Разобрали сарай удивительно быстро, так что и на посадочные дела времени
хватило. Можно считать приведенные примеры совпадением, но уж очень это
совпадение убедительное!
Алексей КАРПОВ