В этом году День туризма в России будет отмечаться в 40-й раз. Для города Хвалынска с присвоением ему туристического статуса этот праздник должен обрести новое значение, связанное с начавшимися масштабными преобразованиями по благоустройству, открывающими экономические и иные перспективы.
Мы, хвалынчане, может быть, ещё не в полной мере свыклись с этой мыслью и не оценили всех возможностей. Однако целые города и даже некоторые государства живут за счёт средств, которыми оплачивают товары и услуги приезжие. Обслуживание туристов стало видом предпринимательской деятельности, которая обеспечивает клиента необходимым набором услуг по предоставлению жилья, развлечений, перемещения и другого. И к этому нам ещё только предстоит прийти. Да, это будет не быстрый и тернистый путь. Но дорогу осилит идущий.
У нас ещё немало проблемных мест, на которые указывают приезжие в своих комментариях, посетив Хвалынск. В частности многие сетуют, что территория порта – водных ворот города – оставляет негативное впечатление разрухи и запустения. Причиной критики остаются и тротуары, но в настоящее время в этом направлении ведётся масштабная работа. Тротуары, которые не ремонтировались десятилетиями, обретают новые асфальтовые покрытия.
Кардинально изменится облик улицы имени Петрова-Водкина: устланный плиткой, он превратится в пешеходную зону с торговыми павильонами – местом, где можно торговать продукцией, произведённой в Хвалынске, проводить культурные мероприятия.
О том, каким видится в будущем Хвалынск туристический, мы узнали у представителей этого направления: руководителя туристического информационного центра (ТИЦ) Татьяны Джимовны Фроловой и основателя музея «Яблочко», легендарного экскурсовода Ирины Валентиновны Гамезо.
Слово Татьяне ФРОЛОВОЙ
Для любого начинания первый год деятельности, пожалуй, самый важный. Для ТИЦ (в его хвалынском варианте) необходимо было обрести понимание, какую роль он должен сыграть в развитии местного туризма. Это случилось!
Мы не регистрировали количество поступивших телефонных и очных обращений от иногородних, желавших получить информацию, но их было очень много! Людей в первую очередь интересовало, как интересно провести время в Хвалынске, где побывать, что посмотреть, стоимость услуг комфортного проживания и другое.
За год накопился опыт, появилось видение, в каком направлении и каких формах должен развиваться туризм в Хвалынске. Не могу сказать, как всё сложится в реальности, но в моём представлении ТИЦ должен стать самостоятельным объектом со своим штатом сотрудников и помещением, где можно было бы принимать туристические группы.
В идеале – ТИЦ – это площадка для объединения всех участников туристического бизнеса в Хвалынске, чтобы совместными усилиями координировать и совершенствовать туристическую сферу, развивать новые направления. Важно понять, что ТИЦ не может быть конкурентом действующим структурам, это стартовая площадка для новых возможностей, актуальных для всех участников.
Слово Ирине ГАМЕЗО
Развитие туризма в Хвалынске должно осуществляться комплексно, потому что в этом направлении нет главных и второстепенных моментов – важно всё! Что видят туристы, сходя с трапа парохода на хвалынскую землю? Заборы и обшарпанное здание речного порта, разрисованные непристойными надписями и рисунками, битое стекло на разбитом асфальте и кучи мусора.
Понимаю, что возможно не хватает средств на то, чтобы привести в достойный вид эту территорию. Но можно привлечь тех же юных райтеров, организовать конкурс, дать им баллончики с краской, чтобы они создали граффити на хвалынскую тематику.
Особый вопрос – питание участников туристических групп. Во многих городах есть семейные кафе «Яблонька», где выпекают разные печёные вкусности с яблочными джемами, повидлом, вареньем, предлагают соки, пастилу. Гостям города важно не только утолить голод, но и приобрести незабываемые гастрономические впечатления: «Были в Хвалынске, отведали потрясающие блюда с местными яблоками!»
У нас нет экскурсоводов, настоящих, увлечённых, грамотных, креативных, любящих и знающих свой город. Я вела школу юных экскурсоводов, где занималось три десятка детей. Возможно, кто-то из них и захочет связать свою жизнь с этой профессией, но на это уйдут годы, а экскурсоводы нужны уже сейчас.
Каждый турист имеет желание что-то увезти с собой – яблоки, мёд, сушёную рыбу, варенье… Но если вы не успели на местный рынок, купить что-то просто негде. Словом, вопросов и проблем очень много, их нужно озвучивать, обсуждать и делать работу над ошибками.
Алексей КАРПОВ