27 сентября, в праздник Всемирного Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, митрополит Саратовский и Вольский Игнатий совершил Божественную литургию в Крестовоздвиженском храме города Хвалынска.
Его Высокопреосвященству сослужили благочинный Хвалынского округа, настоятель храма протоиерей Павел Усов; благочинный Вольского округа протоиерей Алексий Земцов; клирик Георгиевского храма города Саратова иерей Игорь Емельяненко; благочинный Саратовского Северо-Западного округа, председатель финансово-хозяйственного управления Саратовской епархии иерей Олег Грушин; руководитель административного секретариата Саратовской епархии иерей Сергий Феофанов; клирик храма преподобного Сергия Радонежского Саратова иерей Димитрий Емельяненко; клирик храма, заместитель благочинного Хвалынского округа иерей Роман Архипов; клирик Свято-Троицкого кафедрального собора Саратова протодиакон Александр Пушкарёв; клирик Казанского храма Саратова протодиакон Олег Дроздов.
Богослужебные песнопения исполнил хор кафедрального собора Живоначальной Троицы города Вольска под управлением регента Наталии Владимировны Витущенко.
За богослужением митрополит Игнатий совершил хиротесию во чтеца и иподиакона и хиротонию во диакона студента Саратовской православной духовной семинарии Иоанна Емельяненко.
Владыка поздравил собравшихся с престольным праздником храма и отметил:
«Часто ли мы задаём себе вопрос: сколько времени и в какой степени наше сердце, наш ум занимают страдания Христовы и Его жертвенная любовь, Его жертвенная смерть за каждого из нас? Мы обычно думаем о себе неплохо: что в общем-то мы ходим в храм и поступаем не как прочие люди, которые чужды церковной жизни и грешат. Но это понимание фарисея, который молился в храме и осуждал других. А смирения в себе, в своём сердце мы не имеем. Господь, умирая на Кресте, молился Небесному Отцу за тех, кто Его распинает. А когда у нас происходит какая-то нехорошая ситуация, когда нас обижают ближние, соседи, разве так мы себя ведём? Мы сразу готовы встать на защиту своей, как нам кажется, чести — а на самом деле чаще всего просто взращиваем свою гордыню. И она не позволяет нам смотреть на ближних наших через призму любви.
Архипастырь затронул непростую тему постигших наш народ испытаний, их духовных причин:
«Существуют законы физического бытия: например, сила притяжения — это физический закон космоса, земли. Но так же существуют законы и в духовной жизни, которые подобным же образом действуют. Господь с распростёртыми объятиями призывает всех войти в Его любовь, распростёртые руки на Кресте об этом говорят. Но Он дал каждому из нас свободную волю, образ Свой, и если человек не хочет этого принимать, Он насильно к нему не приходит, ибо Его Царство не от мира сего. Когда что-то случается, мы ропщем: за что нас Господь наказывает, почему происходит то или иное? А Господь не наказывает, Он просто остаётся верен Своему слову: Ему невольники не нужны — Ему нужны люди, которые по своей воле к Нему обращаются. На земле продолжает действовать свободная человеческая воля, и очень часто человек использует её во зло.
Стихии, которые постигают нас,— это результат нарушения духовного закона. Если мы бросаем камень в человека, он попадает ему в голову и убивает. А когда мы бросаем духовные камни, совершая тяжкие грехи, проявляя злобу, ненависть, происходит то же самое, и порой это воплощается в такие вот страшные вещи — междоусобную брань, войны. Сейчас самое время каяться и молиться. Многих призывают на военные действия. И как много людей, которые даже в такое тяжёлое время, когда надо прийти к Богу, в храм, помолиться от всего сердца, этого не делают!
Кто может помочь, кто может уврачевать? Господь может всё, если мы Его будем просить и будем каяться со смирением. Нам нужно иметь мирный дух и покаяние, и тогда Господь, как говорят святые отцы, Свой гнев может сменить на милость. Но гнев здесь — это понятие достаточно абстрактное: Господь бесконечно любит нас; это мы бросаем эти духовные камни — и они летят на нас. Не Господь их ниспосылает, Он просто не нарушает нашей свободы. Если человек прыгает в воду и не умеет плавать — он тонет; так же происходит и в духовной жизни. Наше духовное состояние выливается в то, что происходит вокруг нас, потому что человек состоит не только из духа, но и из тела. Всё взаимосвязано».
«Надо помнить, что на той стороне, среди тех, с кем приходится сейчас вступать в сражение, очень большое количество людей, которые исповедуют православную веру, что нас соединяет множество родственных связей,— добавил владыка.— От этого становится ещё больнее и страшнее. Но что удивляться: если в наших семьях порой два брата ссорятся, и один другого убивает, чего ожидать там, где вмешивается третья сторона, заокеанская, достаточно мощная политическая сила, и стравливает?.. Сколько у нас сидит в тюрьмах людей, которые убили или родителей, или братьев, или даже детей… Если среди родственников происходит такое, нет ничего удивительного в том, что это происходит и с целыми народами. По-разному можно рассуждать о происходящем, но единственный путь — это молиться и исправлять свою жизнь. И, конечно же, просить Бога о том, чтобы Он как можно скорее послал мир на нашу землю и на землю Украины и помог сохранить братолюбие несмотря ни на что».
В завершение митрополит Игнатий напомнил собравшимся краткую молитву Кресту Господню, которая помогает христианам в духовной брани и должна быть постоянным спутником верующего человека — «Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящего Креста и сохрани мя от всякого зла»,— и посоветовал горячо, с верою молиться этими словами.
По случаю престольного праздника были совершены крестный ход и славление.