Экзаменационная пора приближается. О предстоящих новшествах в ОГЭ и ЕГЭ рассказывает заместитель директора по учебной работе школы №3 Наталья Сергеевна Евграфова.
И собеседник, и эксперт.
Что говорить – жизнь меняется, и школьные экзамены меняются вместе с ней. Не всё, что являлось актуальным для ОГЭ и ЕГЭ прошлых лет, благополучно прижилось и будет использовано в году текущем. Редакция «Звезды» попросила рассказать об этом человека, по долгу службы знающего об Основном и Едином государственных экзаменах практически всё.
– Наталья Сергеевна, начнём, пожалуй, с девятиклассников. Какие изменения ждут ребят по ОГЭ на этот раз?
– Ранее итоговое сочинение-допуск к ЕГЭ в декабре писали только учащиеся одиннадцатых классов. С этого года допуск к государственной итоговой аттестации по русскому языку предстоит пройти и девятиклассникам.
– Тоже сочинение?
– Нет, итоговое собеседование, которое будет проходить на базе школы. В назначенный день и час ребята соберутся в школе, допустим, в актовом зале, затем их поочерёдно пригласят в аудитории для проведения собеседования. В каждой аудитории присутствуют экзаменатор-собеседник и эксперт. Собеседник – это педагог с высшим образованием, коммуникабельный, но не обязательно филолог. Его задача – задавать ученику вопросы. А вот задача эксперта, обязательно преподавателя русского языка и литературы, выслушать, оценить ответы по определённым критериям и поставить «зачёт» или «незачёт».
– Это устный экзамен?
– Да, за пятнадцать минут учащийся должен выполнить четыре задания: прочитать предложенный текст вслух, пересказать его с включением заявленного высказывания, построить монолог на одну из предложенных министерством образования тем и вступить в диалог с педагогом-собеседником. Эксперт оценивает выразительность чтения ребёнка, соблюдение фактологической точности при пересказе, умение цитировать и правильность речи.Важно понять,что основное количество баллов ученик получает за соблюдение норм русского литературного языка. Пробное тестирование показало, что темы не такие сложные. К примеру, ребята рассказывали, как провели лето, какую профессию хотят выбрать, какие знаменательные события произошли в их жизни за последний год.
– Наталья Сергеевна, все ли девятиклассники школы №3 прошли пробное тестирование?
– Его прошли пятьдесят два из пятидесяти четырёх человек. Тринадцатого февраля девятиклассники будут сдавать устную часть экзамена по русскому языку – первый настоящий допуск. В марте и апреле будут назначены дополнительные дни сдачи для тех, кто не смог пройти испытание с первого раза или отсутствовал по уважительной причине.
– Скажите, пожалуйста, с какими организационными нюансами придётся столкнуться ребятам и педагогам?
– Во-первых, принимать экзамен-допуск могут только преподаватели, не обучающие сдающих детей. Педагогов не хватает, и на итоговое собеседование будут дополнительно приглашаться учителя из другой школы. Во-вторых, во время допуска будет вестись поточная аудиозапись, которая затем попадает в Министерство образования Саратовской области. По этой записи региональные эксперты выборочно перепроверяют процедуру проведения экзамена.
Вас зафиксируют!
– Есть ли какие-либо новшества в экзаменационном процессе для выпускников одиннадцатых классов?
– Практически ежегодно совершенствуется система сохранности экзаменационной тайны. В 2019 году контрольно-измерительные материалы будут распечатываться непосредственно перед началом ЕГЭ в аудиториях при ребятах. Специальный диск с заданиями будет расшифрован членом государственно-экзаменационной комиссии при помощи паролей с токенов, которые он получит за несколько минут до начала. Добавлю, что в каждой аудитории свои варианты задания. По окончании ЕГЭ работы соберут, отсканируют и отправят в федеральный и региональный Центры оценки качества образования.
– А в экзаменах по конкретным школьным дисциплинам есть изменения?
– Да, с этого года для сдачи ЕГЭ по математике нужно будет выбрать либо необходимый для получения аттестата базовый уровень, либо более сложный – профильный. До этого момента ребята могли выбрать и базовый, и профильный варианты одновременно. Не сдал профильный – можно сдать базовый.
– Наталья Сергеевна, если всё так строго, сможет ли ребёнок, выходить из аудитории?
– Да, но и тут произошли некоторые изменения. Если экзаменующийся выходит, к примеру, в туалетную комнату, этот факт зафиксируют: запишут фамилию, время ухода и прихода. Планируется ввести ограничение по времени отсутствия. Допустим, это 5 минут. Если ребёнок будет отсутствовать в аудитории дольше, то на уровне региона могут принять решение вплоть до аннулирования результатов экзамена.
– А если молодому человеку элементарно станет плохо? Не у всех ведь железные нервы…
– Тогда скорее к медику. На протяжении всего экзамена присутствует квалифицированный медработник от центральной больницы. Время, проведённое ребёнком в медкабинете, фиксируется в специальном журнале.
– Страшный сон любого родителя: ребёнка удалили с ЕГЭ из-за нарушения экзаменационной дисциплины. Например, он в аудиторию телефон мобильный пронёс. Что дальше?
– Напомню, что все сдающие экзамен проходят досмотр с помощью металлоискателя, а в пункте проведения стоят так называемые глушилки мобильной связи. Однако если учащийся удалён с экзамена, то сможет пересдать его даже не через год, а только через два, и это тоже одно из новшеств предстоящей экзаменационной поры.
– Отчего такая строгость? Ведь и год – это довольно много.
– Видимо, некоторым выпускникам требуется более сильная мотивация к тому, чтобы не нарушать принятые требования.
– Наталья Сергеевна, и последнее. Как сдают ЕГЭ выпускники прошлых лет, решившие улучшить свой результат или восстановить утраченный?
– Теперь эти ребята пишут заявление в любой региональный РЦОКО (Региональный центр оценки качества образования) и сдают экзамены в дополнительные сроки, зимой или весной текущего года. Регистрация по месту жительства не важна, сдать ЕГЭ можно в любом ближайшем областном центре.
– Спасибо за подробный рассказ о предстоящих испытаниях для всех выпускников.