Необычный праздник – День ручного письма, учреждённый в 1977 году, напоминает людям, живущим в эпоху цифровых технологий, об уникальности и неповторимости почерка каждого человека, о духовных традициях нации.
Слагаемые красивого почерка
Красивый почерк – признак хорошего образования. Поэтому в лицеях, церковно – приходских школах дореволюционной России каллиграфия , как искусство красивого и чёткого письма, была одним из основных предметов. В СССР её заменили чистописанием. Это был самый сложный урок для учеников начальной школы. Писать ручкой с пёрышком буквы, с завитками, округлыми формами, с нажимом и без нажима, – это великий труд учителя и ученика. Ведь линии, буквы, цифры должны быть ровненькими и красивыми. В этом ученику помогала тетрадь в частую косую линейку – буквы и цифры получались с одинаковым наклоном.
Но, чтобы писать каллиграфическим почерком, сначала нужно было научиться правильно пользоваться перьевой ручкой: вставлять в зазор между круглой деревянной палочкой с пластмассовой трубкой на нижнем конце сменное перо. А стальных пёрышек в школьном пенале лежало несколько: ведь от усердного нажима кончик пера раздваивался и ломался. Уметь обмакнуть перо в чернильницу и набрать нужное количество чернил – этому тоже нужно было научиться первокласснику. Многое зависело от первого учителя. Его терпения, индивидуального подхода к ученику, любви к своей работе. Мне посчастливилось работать с такими учителями в Елшанке. Это Елена Ивановна Марагина и Мария Николаевна Шутикова, выпускницы Хвалынского пед-училища, в котором каллиграфии уделяли особое внимание. Опытные учителя начальных классов знали: «Старание, перьевая ручка, качественная бумага и хорошие чернила – слагаемые красивого почерка».
Оценка за прилежание
Иногда качество школьных чернил оставляло желать лучшего: со дна грязной чернильницы можно было вытащить на тетрадь такую кляксу! Да и перо испортить можно. Так что незаменимая вещь для ученика – перочистка. Вместо промокашки ей чистили перо. Несколько кружочков из плотной материи, соединённых по центру большой пуговицей или заклёпкой, можно было купить в магазине, школьном буфете или сделать самим на уроках труда.
Учителя ставили оценку «за прилежание»: усидчивость, терпение, умение работать, волевой импульс. Оценивалось отсутствие исправлений, чернильных пятен и каллиграфический почерк. Стёркой пользоваться категорически запрещалось! Попробуйте написать без помарок упражнение! Ухитритесь в конце задания не поставить жирную кляксу! А если клякса на самой последней странице?! Переписывай, дружочек, всю тетрадь! Сколько драм и переживаний испытывали маленькие ученики! Это только «самые находчивые» могли от урока отлынивать под предлогом помыть испачканные чернилами руки. Или двойку скрыть от родителей под специально поставленной жирной кляксой.
А хорошистам и отличникам знакомы мозоль-«ямочка» на среднем пальце руки и размытые слезами чернильные строчки. Чтобы не получить двойку за чистописание, некоторые из них носили в школу свою чернильницу, наполненную чистыми чернилами и завёрнутую в альбомный лист. Поставленная между учебниками, она не позволяла ни дать сдачи портфелем мальчишке-забияке, ни прокатиться на школьной сумке с горки.
О борьбе за перо
В конце шестидесятых годов в продаже появились шариковые ручки. Ученики сразу поняли их преимущество, и … Началась нешуточная борьба с учителями: использование шариковых ручек наносило серьёзный ущерб чистописанию. В тетрадях всё чаще появлялись записи: «Грязно! Двойка!» Устав от тщетности своих усилий, вскоре учителя пошли на уступки. В 1968 году ученикам разрешили пользоваться авторучками. Они были удобны: и перья более совершенны, и клякс почти не ставили, да и чернил в них хватало на два-три дня. В конце семидесятых авторучки были полностью вытеснены шариковыми, которыми ученики пишут до сих пор. Так были разрушены остатки традиций и культуры письма, с трудом сохранившиеся после 1917 года.
Быть ли перьевым ручкам в современной школе?
Сейчас в России пытаются возродить неоправданно забытую каллиграфию и как вид искусства, и как необходимую основу образования. Система обучения и национального патриотического воспитания детей «Русская классическая школа», внедряемая в гимназиях России, предусматривает возврат ко многим положительным методикам преподавания в школах, применявшимся в СССР. Есть в нём и пункт об обязательном использовании перьевых ручек вместо шариковых в младших классах. Ведь каллиграфические упражнения влияют на психическое и физическое здоровье, развивают тончайшие мышцы рук, стимулируют работу мозга и воображение.