Основой для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения является бюджет, который сохранил свою социальную направленность.
Несмотря на сложность современной экономической ситуации и связанные с этим проблемами, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года отмечается рост налоговых и неналоговых доходов бюджета по отдельным источникам, что говорит об улучшении планирования и администрирования доходов.
В целом доходы консолидированного бюджета Хвалынского муниципального района за 6 месяцев 2023 года составили 414,3 млн рублей, что выше уровня соответствующего периода прошлого года на 48,7 млн рублей.
Доходная часть по налоговым и неналоговым доходам исполнена в сумме 86,9 млн рублей, что составляет 43,2 % от уточненного годового плана (первоначальный план по собственным доходам увеличен на 39,4 млн. рублей). Собственных доходов поступило выше соответствующего периода прошлого года на 23,5 млн рублей, или 137,1 %.
По налоговой группе доходов поступило 64,4 млн рублей, или 39,5 % к плану, это выше соответствующего периода прошлого года на 6,8 млн рублей, темп роста составил 111,8%.
В структуре налоговых доходов бюджета основную долю – 47% занимает налог на доходы физических лиц, он исполнен в сумме 30,3 млн рублей (38,5 % к уточненному плану), увеличение на 3,3 млн. рублей, или 112,1%.
Единый сельхозналог поступил в сумме 15,4 млн рублей, 95,7 % к плану, темп роста 133,9 %, или увеличение на 3,9 млн рублей.
Акцизы поступили в сумме 10,6 млн рублей, что составляет 49,4 % от годового плана, 115,3% к уровню 2022 г. (увеличение на 1,4 млн. руб.).
Со снижением к соответствующему периоду прошлого года поступили следующие налоги:
- фактическое поступление земельного налога составило 3,0 млн рублей, что ниже уровня прошлого года на 340 тыс. рублей и 19,1 % от годового плана.
- по транспортному налогу доходы составили 2,6 млн рублей, или 12,1% от плана, снижение к уровню прошлого года на 668 тыс. рублей.
- налог, взимаемый в связи с применением патентной системы, поступил в сумме 1,6 млн рублей, что составляет 56,7 % к плану, темп роста – 89,1 %.
- доходы от госпошлины составили 1 млн 024 тыс. рублей, или 38,8% от плана, с уменьшением на 125 тыс. рублей.
По неналоговой группе доходов поступило в сумме 22,6 млн. руб., или 59,2 % от годового плана, выше уровня прошлого года на 16,7 млн рублей.
С ростом к соответствующему периоду прошлого года поступили следующие доходы:
- штрафы поступили в сумме 5,0 млн рублей, или 98,9 % к плану (+ 4,7 млн. рублей).
- доходы от продажи материальных и нематериальных активов составили 15,1 млн руб., или 58,8 % от уточненного плана, (+12,4 млн рублей).
Общая сумма от продажи земельных участков – 14,4 млн рублей (из них 2 участка земель рекреации – 9184,9 тыс. руб., 1 участок с/х 289 тыс. руб.). От продажи имущества поступило 700 тыс. рублей (нежилое помещение в с. Ивановка).
Снижение отмечается по следующим доходам: - от аренды земельных участков поступило 1,3 млн рублей, или 41,7 % к плану (- 393 тыс. руб.).
- от аренды имущества исполнение составило 0,9 млн рублей, или 26,2 % к плану (-156 тыс. руб.).
Невыполнение плановых значений по арендной плате за земельные участки объясняется расторжением 3-х договоров аренды на общую годовую арендную плату 445,4 рублей (ООО Ривьера, ЗАО СТМ).
За отчетный период на территории района сформировано и предоставлено прав на земельные участки в количестве 33 штук площадью 10,8 га. Заключено 2 договора аренды на сумму 198,8 тыс. рублей (из них в т.ч. через аукцион 1 договор на сумму 198 тыс. руб.).
Безвозмездные перечисления в консолидированный бюджет за отчетный период составили 327,3 млн рублей и увеличились по сравнению с уровнем 2022 года на 25,1 млн. рублей. В бюджет Хвалынского муниципального района поступили: - дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности в сумме 67,6 млн рублей, что выше уровня прошлого года на 23,2 млн рублей;
- субсидии поступили в сумме 36,2 млн рублей (29,1 % от годового плана), по сравнению с 2022 годом сумма уменьшилась на 50,0 млн рублей;
- субвенция поступила в сумме 139,0 млн рублей, или 61,8 % от годового плана, на 20,3 млн рублей выше поступлений 2022 года;
- иные межбюджетные трансферты поступили в сумме 85,0 млн рублей, что составляет 93,3 % от годового плана и выше уровня прошлого года на 32,8 млн рублей.
Расходы консолидированного бюджета за отчетный период составили 408,3 млн рублей, что выше расходов аналогичного периода 2022 года на 34,8 млн. рублей.
60,5 % расходов направлено на социальную сферу, в том числе:
- на образование направлено 196,1 млн. рублей, или 55,6% от годового плана, что выше уровня прошлого года на 25,0 млн рублей,
- расходы культуры – 42,4 млн рублей, или 52,4% от годового плана, выше уровня прошлого года на 20,1 млн рублей,
- физкультура и спорт – 3,9 млн рублей, или 46,3% от годового плана, выше уровня прошлого года на 0,6 млн рублей;
- расходы на социальную политику составили 4,8 млн рублей или 52,0 % от годового плана, что выше уровня прошлого года на 0,8 млн рублей.
Остальные 39,5% расходов направлены на - реализацию национальной экономики – 14,3 млн рублей, или 15,8% от годового плана, ниже уровня прошлого года на 8,2 млн рублей.
- расходы ЖКХ – 95,6 млн рублей, или 71,4% от годового плана, выше уровня прошлого года на 24,6 млн рублей,
- общегосударственные вопросы – 49,2 млн рублей, или 49,0% от годового плана, что выше уровня прошлого года на 11,1 млн. рублей.
Муниципальный долг бюджета Хвалынского муниципального района составляет 1,2 млн рублей.
Закупки. Общая сумма средств, предусмотренных на закупки товаров, работ, услуг для муниципальных нужд на 2023 год – 229 млн рублей.
В отчетном периоде проведено 66 электронных аукционов на сумму договоров 74,4 млн рублей. Сумма договоров, заключенных по коммунальным услугам – 33,8 млн рублей. Закупки малого объема составили 39,2 млн рублей. Сумма экономии –22 млн 883 тыс. рублей.
В рамках мероприятий, направленных на пополнение доходной части бюджета за 6 месяцев 2023 года было проведено 10 заседаний межведомственной комиссии по легализации объектов налогообложения и увеличению доходной части консолидированного бюджета муниципального района. Отработано 309 налогоплательщиков в части погашения задолженности. Проводилась работа с работниками бюджетных организаций по погашению задолженности по имущественным налогам (сформированы списки должников, разосланы руководителям учреждений, оказывается содействие в сверке задолженности, получения квитанций по оплате и погашения задолженности).
Общая недоимка в консолидированный бюджет района по данным налоговой инспекции по состоянию на 01.06.2023г. составляет 15 млн 334,1 тыс. рублей. Погашено задолженности в бюджеты всех уровней 2 млн 402 тыс. рублей.
Заслушано 44 организации, применяющих агрессивную налоговую политику.
Одним из основных индикаторов состояния экономики района является уровень заработной платы. По повышению заработной платы на МВК отработано 76 работодателей. Кроме этого, в районе было проведено выездное заседание областной межведомственной комиссии по обеспечению поступлений налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет Саратовской области, на котором заслушано 20 работодателей.
Среднемесячная зарплата по данным статистики за январь – апрель 2023 года сложилась в сумме 33 тыс. 108 рублей, темп роста – 115,9 рублей (целевой ориентир на 2023 год – 34 563 руб., 111 % роста).
Ведется работа согласно планау-графику по выявлению правообладателей в рамках 518-ФЗ по раннее учтенным объектам недвижимости. За полугодие 2023 г. обработано и предоставлено в Росреестр объектов в количестве 391 шт.
В результате проводимой работы в консолидированный бюджет района мобилизовано всего 6,1 млн рублей, из них по субъектам, отработанным в 2022 году – 3,2 млн. рублей, в 2023 году – 2,9 млн рублей.
Администрацией муниципального района принимаются необходимые меры по взысканию задолженности по арендной плате за имущество и земельные участки:
В отношении арендатора гр. Храмовой Н. М. исполнительный лист о взыскании задолженности за период с 01.01.2022г. по 31.05.2022 г. включительно на сумму 305 тыс. рублей (арендная плата за имущество) и 13,3 тыс. рублей за 1,2 кв.2022г. (арендная плата за земельный участок).
Имеется исполнительный лист о взыскании задолженности арендной платы за земельный участок, обеспечивающую задолженность в сумме 26,2 тыс. руб. (Кузнецов Н. В.).
В ходе претензионной работы в отчетном периоде отправлено 35 писем с уведомлением о задолженности на сумму 586,7 тыс. рублей. В результате претензионной работы в бюджет поступила сумма 82 тыс. рублей.
Администрацией Хвалынского муниципального района на постоянной основе ведется работа по снижению неформальной занятости. Для этих целей создана межведомственная рабочая группа, в состав которой входят специалисты администрации муниципального района, социального фонда, центра занятости, налоговой службы, отдела полиции, бюро технической инвентаризации.
За первое полугодие текущего года проведено 13 выходов к работодателям с целью информирования и выявления лиц с признаками неформальных трудовых отношений. Проведено 11 заседаний группы в рамках комиссии по легализации доходов. Заслушано 97 работодателей, легализовано 70 наёмных работников и 53 субъекта предпринимательской деятельности, что составляет 77,8 % от планового показателя (158 чел.)
В целях снижения уровня теневой занятости и легализации трудовых отношений проводится информационно – разъяснительная работа, направленная на формирование негативного отношения к неформальной занятости. На официальном сайте администрации района опубликовано 14 информационных материалов о последствиях неформальной занятости как для работников, так и для работодателей. Совместно с Центром занятости населения проводится анонимное анкетирование граждан по вопросам неформальной занятости.
В администрации района открыт телефон «горячей линии» 8(845-95) 2-10-71, по которому можно сообщить о выплате заработной платы «в конверте», об уклонении работодателя от заключения трудового договора. Также размещены контакты Государственной инспекции труда по Саратовской области.
В реальном секторе экономики в отчетном периоде работа велась в рамках реализации стратегии социально-экономического развития района, прогноза социально-экономического развития 2023-2025 годы, а также программы социально-экономического развития Хвалынского района на 2022-2024 годы и муниципальных программ.
Одним из основных направлений хозяйственной деятельности района является сельскохозяйственное производство.
В районе не последнее место занимает и промышленное производство. Это в основном пищевая и перерабатывающая промышленность (ЗАО маслодельный завод «Хвалынский», ОАО «Черемшанское», обособленное подразделение ООО «Саратов-Холод Плюс»). Также осуществляет деятельность предприятия АО СТМ, завод гидроаппаратуры, завод ООО «Электрофидер», ООО «Швейресурс».
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами за отчетный период составил 396 млн рублей. Индекс промышленного производства при этом составил 99,9 %.
Обособленным подразделением «Саратов – Холод Плюс»» за отчетный год произведено 1407 тонн полуфабрикатов, что составляет 77 % к 2022 году. Численность работающих 86 человек (+12 чел.), среднемесячная зарплата 29,0 тыс. рублей (100 %). Освоено капитальных вложений 1,3 млн. рублей.
На заводе гидроаппаратуры объем производства в действующих ценах составил 23,2 млн рублей (темп роста 233,6 %). Численность работающих 40 человек (+11 чел.), среднемесячная заработная плата – 36,8 тыс. рублей (128 %). Освоено капитальных вложений – 2,1 млн рублей.
В ООО «Электрофидер» объем производства составил 58,9 млн руб., или 61,9 % к уровню 2022 года. Численность работающих составила 120 человек, среднемесячная заработная плата составила 19,1 тыс. рублей (темп роста 104,2 %). Освоено капитальных вложений – 7,4 млн рублей
ООО «Швейресурс» объем производства составил 5 млн руб., или 112 % к уровню 2022 года. Численность работающих составила 22 человека (-2 чел.), среднемесячная заработная плата составила 28,5 тыс. рублей (темп роста 125 %).
Состояние потребительского рынка района характеризуется как стабильное, с устойчивыми темпами развития, обеспечивающее условия для полного удовлетворения спроса населения на потребительские товары и услуги.
Торговое обслуживание населения района осуществляется в 177 торговых объектах. За первое полугодие 2023 года на территории района открылось 3 торговых точки по продаже продовольственных и непродовольственных товаров, 5 точек общественного питания.
Обеспеченность населения района площадями торговых объектов в 1,4 раза превышает норматив минимальной обеспеченности, установленный по району (норматив 446 кв.м. на 1000 жителей)
Стоимость условного (минимального) набора продуктов питания по району по состоянию на 01 июля 2023 года в расчете на месяц составила 3905,84 руб., по Саратовской области – 5168,37 руб.
В ПФО максимальная стоимость набора – в Пермском крае (5778,93 руб.), минимальная – в Республике Мордовия (5008,94 руб.).
Стоимость условного (минимального) набора рассчитывается исходя из единых для всех субъектов РФ норм потребления, утвержденных Росстатом, и используется только для сопоставления уровня цен на продукты питания по регионам Российской Федерации.
По данным статистики за отчетный период оборот розничной торговли составил 900 млн рублей, темп роста 138 %, оборот общественного питания составил 10 млн рублей, темп роста – 145 %.
В целях наиболее полного удовлетворения потребности населения района в сельскохозяйственной продукции и продукции местных товаропроизводителей по доступным ценам организованы ежедневная ярмарка «Урожай», продовольственная ярмарка и ярмарка «Выходного дня». В ярмарках принимают участие крестьянско-фермерские хозяйства, предприятия, индивидуальные предприниматели, граждане, ведущие личные подсобные хозяйства и занимающиеся садоводством, огородничеством, животноводством. В схеме размещения предусмотрено более 110 торговых мест по 11 адресным ориентирам. Торговые места на ярмарках предоставляются бесплатно, кроме ярмарки «Выходного дня» (организатор ООО «Кооператор»).
Администрацией муниципального района в отчетном периоде проводилась определенная работа в рамках реализации инвестиционной политики, формирования механизмов по созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций и реализации инвестиционных проектов. Составлен реестр инвестиционных проектов, инвестиционных площадок, территорий для застройки. Ведется работа по продаже земельных участков и муниципального имущества.
В 2023 году в территории района планируется реализация проекта социально-культурного назначения ООО «Глэмпинг-парк «Экспедиция». Реализация данного проекта лежит в плоскости определённой стратегии социально-экономического развития Саратовской области (Постановление Губернатора Саратовской области от 30 июня 2016 г. N 321-П об утверждении стратегии социально-экономического развития саратовской области до 2030 года).
На горнолыжном курорте реализовывается инвестиционный проект по строительству нового трехуровневого бассейна в оздоровительном комплексе «Хвалынские термы» – строительство трехэтажного здания с одновременным посещением 1 тыс. человек.
В Национальном парке «Хвалынский» в рамках нацпроекта планируется обустройство экологических маршрутов и создания туристической инфраструктуры. Это лестница с обзорными площадками на территории комплекса “Солнечная поляна”, проект “Веревочный парк”, модульное сооружение на винтовых сваях “Гостевой дом”.
В АО «СТМ» в соответствии с проектом в настоящее время ведётся работа по созданию дополнительных производственных мощностей по увеличению объемов производства до 50 комплектов технологического оборудования в год. Вместе с машиностроительными мощностями стоит задача строительства Опытно-промышленного Комбината Индустриального Строительства. Все вышеперечисленные мероприятия требуют создания единого промышленного парка с кластерной основой взаимоотношения и развития. В связи с чем руководство предприятия вышло с инициативой в администрацию Хвалынского района о выделении земли под создание промышленного парка.
Создание Промышленного парка, производственных и научных мощностей позволит создать около 2 тысяч рабочих мест. Такое развитие промышленного парка повлечёт за собой необходимость строительства жилья и развития городской инфраструктуры города Хвалынска.
Реализация проекта рассчитана на три года с выходом на максимальную производительность в течение последующих двух лет.