Крестьянский труд, связанный с земледелием, можно сравнить с родительской миссией. Это как выносить и родить ребёнка. А потом поднять, выучить его и вывести в люди. Это тяжёлый ежедневный труд, но те, кто им занимается, считают это своим долгом и великой радостью.
Потому что так устроен крестьянский мир: если вспахал, то засеешь, если посеяно – то и взойдёт. А если взойдёт, то и вырастет и семью твою накормит. Хочешь не хочешь, ты будешь делать то, что предназначено. Великая тайна жизни и смерти, рождения и конца, ежегодно происходит на деревенском поле. С марта до октября…
Герой этой – публикации глава крестьянско-фермерского хозяйства Владимир Петрович Гаранин из посёлка Северный, рассказывая о своём деле и жизни, невольно подтвердил все вышесказанные истины.
? Владимир, задам сразу несколько вопросов, потому что хочется понять, как Вы решились заняться таким рискованным бизнесом. В каком возрасте созрело такое решение, был ли определённый опыт?
Фермером я стал в 2008 году, тогда мне было 47 лет, а до этого работал водителем-дальнобойщиком, колесил по стране. Заняться земледелием решил потому, что в юности отучился в сельскохозяйственном техникуме, крестьянское дело мне было по душе, но обстоятельства сложились иначе. Посоветовался с сыновьями, Петром и Василием, они поддержали моё решение, сказав, что будут работать вместе со мной.
Пахотной земли в нашем хозяйстве относительно немного, всего 1500 гектаров. За годы деятельности обзавелись необходимой техникой, на которой сами работаем и сами её обслуживаем.
На данный момент есть два комбайна «Акрос» и один «Вектор» – все они изготовлены на ростовском предприятии. Также пять тракторов «Беларус» различной модификации, два трактора «К-700» – они ещё советской сборки, но после капитального ремонта ходят, как новые. Плюс два КамАЗа.
Технику приобретали в кредит под 5% годовых. Построили три ангара под зернохранилище общей ёмкостью 5000 тонн. Всё это необходимо для нашей работы.
? Выходит, земледелие хотя и рисковое, но тем не менее прибыльное дело?!
Очень рискованное, никогда не знаешь наперёд, как в итоге сложится. И я бы не сказал, что особо прибыльное. Конечно, голодным не останешься, но и сильно богатым не станешь. В этом году дизельное топливо приобретали по 70 рублей за литр, а закупочная цена за килограмм пшеницы 5-6 рублей. Чтобы посеять и убрать пшеничное поле, сколько этих литров дизельного топлива потратишь? Вот то-то и оно…
? Какой в этом году у вас получился урожай зерновых?
Озимые в среднем дали по 35-40 центнеров с гектара, яровые где-то 15-20 центнеров. Подсолнечник из-за погодных условий в этом году очень слабый, хорошо, если получится собрать 20% от прошлогоднего урожая. Закупочные цены на зерно крайне низкие, продавать его практически за бесценок – себе в убыток, и держать на складах в ожидании приемлемых цен тоже не будешь до бесконечности.
? А не возникало мысли заняться животноводством, имея собственную кормовую базу? Ваш коллега из Балаковского района тоже занимался животноводством, а потом стал развивать животноводческое направление. Сейчас имеет разветвлённую торговую сеть, где реализует мясо и полуфабрикаты, которые пользуются большим спросом.
Пока я не готов к этому, слишком хлопотно и проблем не оберёшься. Во-первых, у нас нет ветврача, нужно строить помещения, бойню, заниматься переработкой и реализацией. Одними проверками замучают. Нет, моё дело растениеводство, которое я передам детям и внукам.
У меня три внука и три внучки! Старший внук Артём отработал с нами два сезона, когда был школьником, а после окончания школы поступил в Саратовский университет имени Вавилова, где обучается на агронома. Два других внука четырёх и пяти лет ещё в садик ходят, но уже проявляют интерес. Возможно, и они захотят приобщиться к нашему делу. Внучки – пока ещё юные барышни: 16, 11 и 7 лет, но уже видно – помощницы растут!
Для меня счастье – когда дети и внуки продолжают начатое тобой дело!
Беседовал Алексей КАРПОВ