Вклад апалихинцев в освобождение Ленинграда


Вражеское кольцо окружало Ленинград в течение 872 дней – страшных, холодных и голодных. В истории Великой Отечественной войны блокада Ленинграда занимает особое место, являясь символом неугасаемой силы духа и мужества. Мы бесконечно ценим подвиг героев, сражавшихся под Ленинградом, отвагу и стойкость жителей, оказавшихся в кольце врага, всех участников Ленинградской битвы, пожертвовавших свои жизни ради Родины.
Только о пяти апалихинцах, воевавших под Ленинградом и выживших там, мне удалось узнать. А вот погибших на ленинградских рубежах и похороненных там же оказалось значительно больше – 11 человек… Сколько ещё односельчан пропало без вести…
 Ямщиков Куприян Логинович родился в Апалихе в 1906 году. На фронт был призван 26 июня 1941 года. Военные действия начал на Украине, под Полтавой. Позже в качестве рядового стрелка в составе 157-го гвардейского стрелкового полка 53-й гвардейской стрелковой дивизии Ленинградского фронта участвовал в защите Великого Новгорода, а затем Ленинграда.
За участие в ликвидации блокады Ленинграда в 1944 году награждён медалью «За отвагу». Далее воевал на Прибалтийском фронте, стал санинструктором, награждён второй медалью «За отвагу» за то, что один вынес с поля боя 17 наших раненых солдат. Сам был четырежды ранен. Войну закончил в звании гвардии младшего сержанта. После войны жил в Вольске, умер в 1985 году.
 Чернышов Николай Николаевич, рядовой, стрелок 34-й лыжной бригады, специально созданной в Куйбышеве (ныне Самаре) для участия в прорыве блокады Ленинграда. В армии с августа 1942 года. Во время прорыва блокады Ленинграда 24 января 1943 года был тяжело ранен в левое плечо. Лёжа без сознания на снегу, отморозил пальцы на обеих ногах. Санитарам удалось его обнаружить и вынести с поля боя. В госпитале была успешно сделана операция на плечо. А вот пальцы на ногах пришлось ампутировать.
После выздоровления Николай Николаевич б комиссован из армии, домой вернулся инвалидом 2-й группы в 1944 году. После войны долгое время работал в Апалихе начальником почты. Умер в 1991 году, похоронен в родном селе.
Награждён медалями «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией», медалью Жукова, орденом Отечественной войны I-й степени, юбилейными медалями.
В настоящее время в селе проживают два его сына.
 Калмыков Спиридон Евтеевич, рождён 25 декабря 1924 года. Призван в армию после окончания 10 классов Апалихинской средней школы, в июне 1943 года. В июле 1943 года из Вольска был направлен на учёбу в Симферопольское пулемётно-миномётное училище. После его окончания, в январе 1944 года, в звании младший лейтенант направлен на фронт под Ленинград, где участвовал в окончательной ликвидации блокады города в составе 419-го стрелкового полка 28-й Гвардейской механизированной дивизии в должности командира взвода 1-й стрелковой роты. Далее освобождал от фашистов территорию Карелии. Награждён медалями «За победу над Германией» в 1945 году и «За боевые заслуги» уже в 1953 году. На воинской службе был до 1960 года и уволился в запас в звании капитана. Где жил в послевоенное время – неизвестно.
 Кузьмин Фёдор Иванович, 1917 года рождения, в рабоче-крестьянской Красной Армии с 1939 года. Служил в Ленинграде старшим краснофлотцем Балтийского фронта, орудийным мастером. Был участником советско-финской и Великой Отечественной войн. Награждён медалями «За боевые заслуги» (1944 г.), «За оборону Ленинграда», орденом Отечественной войны II-й степени.
Пережил все тяготы блокадного Ленинграда. В городе на Неве Фёдор Иванович работал на артиллерийском ремонтном заводе. Будучи токарем высшего разряда, вытачивал на станке детали замков для 613 и 132 мм артиллерийских орудий. После прорыва блокады города был награждён 10-дневным отпуском на родину летом 1944 года.
Домой вернулся лишь осенью 1946 года после лечения в госпитале. Работал в родном селе кузнецом, мотористом молокозавода, затем его заведующим. Перед пенсией был токарем колхозного гаража. Вот только когда пригодились его военные навыки! Умер в 1985 году.
 Шевелёва Александра Михайловича можно назвать «дважды рождённым». Дело в том, что на него родители получили похоронку в сентябре 1943 года. А он вернулся живым в родное село после окончания войны!
Родился в Апалихе в 1923 году. После окончания 7 классов учился в Ивановском (село близ Балаково) сельскохозяйственном техникуме. С началом войны ушёл добровольцем на фронт. После краткосрочной подготовки в составе маршевой роты направлен под Ленинград. Участвовал в попытке прорыва блокады города в районе Синявино осенью 1942 года. Он был миномётчиком в миномётной роте танко-десантного батальона. Там Шевелёв был тяжело ранен и присыпан землёй, поэтому санитары его не нашли. На родину была отправлена похоронка. Но он выжил…
Одним из самых первых апалихинцев, погибших под Ленинградом, был Жильцов Прохор Абрамович, 1904 года рождения, рядовой 188-й стрелковой дивизии. Он погиб 3 апреля 1942 года и захоронен в деревне Иванково Старорусского района Ленинградской области. А последним жителем села, погибшим при окончательном снятии блокады Ленинграда, стал директор школы Козлов Михаил Тимофеевич. Было это 17 февраля 1944 года, захоронен он в деревне Костново Шимского района.
Перечислю остальных уроженцев нашего села, отдавших жизни за Родину и покоящихся в ленинградской земле. Это удалось мне выяснить благодаря сайту «Память народа».

  • Алексеев Михаил Алексеевич, 1900 г. р.,
  • Городничий Михаил Александрович, 1918 г. р.,
  • Крайнов Григорий Фёдорович, 1912 г. р.,
  • Кулаков Михаил Сергеевич, 1905 г. р.,
  • Забродин Иван Павлович, 1918 г. р.,
  • Загорнов Иосиф Леонтьевич, 1914 г. р.,
  • Вьюшин Яков Иванович, 1911 г. р.,
  • Кулаков Осип Григорьевич, 1898 г. р.,
  • Кутюмов Иван Никифорович, 1901 г. р.
    Очень жаль, что имеется фотография лишь одного из погибших, Михаила Козлова. Спите спокойно, наши дорогие земляки… Наша задача – помнить ваш подвиг!

Письмо из школьного альбома

В альбоме «История Апалихинской школы» особое внимание привлекает одно письмо-воспоминание бывшего ученика школы, участника Великой Отечественной войны, Шевелёва Александра Михайловича. Дело в том, что на него в 1943 году семья Шевелёвых получила похоронку. В их семье никогда не забудут горький сентябрьский день, когда почтальон принёс извещение-похоронку. В ней говорилось, что «красноармеец Шевелёв Александр Михайлович, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество в боях за социалистическую Родину, погиб в бою и похоронен в лесу, в двух километрах южнее деревни Синявино близ города Мги Ленинградской области».
Несколькими днями позже пришло ещё одно письмо родителям Шевелёва. В нём командир миномётной роты, младший лейтенант Орлов, писал отцу погибшего: «Здравствуйте, дядя Миша! Ваше письмо, посланное сыну Александру, передали мне как его командиру. Ваш сын героически погиб в бою с фашистами. Он был одним из лучших бойцов моего подразделения, сражался стойко и мужественно. За его молодую жизнь подразделение поклялось отомстить. Фашисты за смерть вашего сына заплатили сотнями убитых».


В суровые годы войны такие письма и похоронки приходили во многие советские семьи. И эта страница семейной хроники Шевелёвых не была бы исключением, если бы не одно обстоятельство. Красноармеец Александр Шевелёв остался жив! К моменту создания альбома «История Апалихинской школы» подполковник в отставке Александр Михайлович Шевелёв жил в Саратове и работал инспектором Саратовского общества охраны природы. Ветеран войны охотно откликнулся на просьбу и прислал письмо, в котором коротко поведал о себе и более подробно – о навсегда запомнившемся ему бое у деревне Синявино. Привожу его письмо целиком:
«Родился я 22 сентября 1923 года в селе Апалиха, которая тогда относилось к Вольскому району. Жили мы с семьёй и в Алексеевке, а затем в Широком Буераке. Здесь у меня появились пожизненные друзья. Один из них всем известен, это Фадеев Алексей Иванович – Герой Советского Союза. С ним мы вместе учились, дружили и дружим по сей день. Он живёт в Саратове. В детстве он у нас был Чапай, а я у него Петька. По сей день мы собираемся у Чапая для выезда на рыбалку или на отдых за город.
После окончания семилетки в Апалихе поступил в Ивановский сельскохозяйственный техникум (около Балакова). Был избран в техникуме секретарём комитета комсомола.
С объявлением войны все мы ринулись записываться добровольцами на фронт. Но наши горячие головы успокоил военком. Некоторые ребята вскоре были направлены в военные училища. Мне же судьба предписала другое. Я был призван в ряды Красной Армии. После кратковременной подготовки я в составе маршевой роты был направлен под Ленинград. Прибыл туда 6 июня 1942 года. Всю фронтовую жизнь в коротком письме описать трудно. Единственно можно сказать так: нам пришлось увидеть и пережить многое.
Ленинград в блокаде. В начале сентября 1942 года наша танковая бригада была передана во 2-ю ударную армию. Мы готовились к большому наступлению, пошли прорывать блокаду в районе Синявино. Я был миномётчиком в миномётной роте танко-десантного батальона. 4-го сентября мы двинулись на немцев после тщательной артподготовки. Вся земля дрожала, наше наступление развивалось успешно. Но когда подошли к Синявино, начала бомбить авиация противника. Темп наступления несколько снизился.
Около своего танка, на котором было три миномёта, в том числе и мой, я остался один. Танк остановился в рощице. Командир танка, старший лейтенант, вылез из башни и кричит мне: «Саша, впереди противотанковая пушка не даёт дальше ходу, стукни её из своего «самовара». Я снял три миномёта с танка, привёл их в готовность. Старший лейтенант встал на башню и кричит: «Дальность двести метров, направление к берегу!» Я сделал выстрел. Он кричит: «Отлично!». По очереди, бегая от миномёта к миномёту, я произвожу стрельбу. Он кричит: «Отлично, вперёд!» – и упал с танка. Он был убит. Танк двинулся вперёд. Ко мне подбежал офицер-пехотинец и просит: «Родной, давай такого же огонька вот по этому направлению». Я вёл огонь в том направлении, куда указывал офицер. Снаряды и мины рвались вокруг.
Потом почувствовал сильный удар и потерял сознание. Придя в сознание, увидел, что меня завалило по грудь землёй. Изо рта идёт кровь, один глаз не видит. Собрал силы, начал выбираться из-под земли. Кругом было много раненых и убитых. С передовой ехали танкисты за снарядами. Они подобрали и довезли меня до ближайшего медпункта. Мне поставили диагноз: травма лица и левого глаза, грудной клетки. Затем меня отправили в госпиталь, где я пролежал и пролечился 25 дней.
Из батальона выздоравливающих затем был направлен в 483-й стрелковый полк 54-й армии Волховского фронта. В этом полку прослужил до апреля 1943 года миномётчиком и разведчиком по разведке местности и захвату «языков». В апреле 1943 года с фронта был направлен в военное училище, по окончании которого служил в рядах Советской Армии. Вышел в отставку в звании подполковника.
Во время лечения в госпиталях домой писем не писал около месяца, не хотел беспокоить и расстраивать родителей и брата. Я, конечно, не знал, что они получили на меня похоронку. Мои родители переживали страшно, но всё же верили, что я жив».
Все ждали своих близких с фронта, как и семья Шевелёвых. Многие также не верили в их смерть. В числе тех немногих семей, кто смог обнять «погибшего и похороненного», но воскресшего сына, оказалась семья Шевелёвых, жителей Апалихи.


Анатолий ЕВСЕЕВ