Василий Талалов– ровесник великой Победы с интересной судьбой

Продолжение… Начало


Жизненный путь Василия Владимировича Талалова вполне мог бы стать основой для написания увлекательной и познавательной книги. Повествования, в котором причудливым образом переплелись судьба мальчика-подкидыша, не знающего своего рода-племени, и история нашего города со Дня Победы до нынешних дней. Да и весь трудовой путь Василия Талалова ярко и убедительно вписался в летопись Хвалынска, в которой присутствуют имена людей, немало сделавших для экономического развития нашего города.

ПЕРВЫЙ ЗАВЕДУЮЩИЙ ХВАЛЫНСКИМ МЕДСКЛАДОМ

Сентябрь для меня – сакральный месяц. Почему-то все важные этапы или события в моей жизни начинались именно в сентябре, – продолжил свой рассказ Василий Владимирович.
В сентябре 1973 года главный врач районной больницы Виктор Иванович Иванов вызвал меня для серьёзного разговора. Без длинных словесных прелюдий он предложил возглавить вновь образованный медицинский склад. Он пояснил, что это мобилизационный объект, где будет храниться всё необходимое для развёртывания в случае надобности полномасштабного военного госпиталя. Там будет всё: от медицинских препаратов до современного рентгеновского и хирургического оборудований.


Я был ошарашен! Кто я такой (обычный фельдшер скорой помощи), чтобы руководить столь серьёзным и ответственным делом? Виктор Иванович ответил, что я как нельзя лучше подхожу для этой должности – имею медицинское образование, практический опыт и хорошую репутацию, а ещё обладаю необходимыми морально-деловыми качествами.


Свою прежнюю работу и наш замечательный коллектив я любил, но у меня к тому времени была семья, в которой воспитывались трое детей (потом родился четвёртый ребёнок), денег катастрофически не хватало. А за руководство медскладом пообещали зарплату – аж 155 рублей! И я согласился.


На медицинском складе, где я проработал шесть лет, требовались не только специфические знания, но и высокая степень ответственности. Всё медицинское оборудование, находившееся в состоянии консервации, необходимо было обновлять (или, спустя положенный срок, заново подвергать консервации). Лекарственные препараты, у которых истекала половина срока годности, мы направляли в аптечную розницу, а взамен писали заявки для получения партий более «свежих» лекарств. В деятельности медсклада многие рабочие моменты имели статус «секретности», это накладывало дополнительную ответственность на весь коллектив. О своей работе мы ничего не рассказывали даже членам семьи.


Работа мне нравилась, и решение уволиться с этой должности далось непросто. Но пришлось пойти на этот шаг. Дело в том, что вместо обещанной зарплаты, мне всё это время платили 105 рублей, их не хватало для содержания моей многодетной семьи. Оформив заявление об увольнении, пришёл на приём ко второму секретарю райкома Владимиру Ивановичу Герасимову.


КАК Я СМЕНИЛ ФАМИЛИЮ И ОТЧЕСТВО


Здесь нужно отклониться от сюжетного русла повествования, чтобы пояснить читателю, как наш герой обрёл новые фамилию и отчество.

Когда я женился, то сменил прежнюю, чужую для меня фамилию на фамилию жены. И отчество тоже сменил, став Владимировичем. Дело в том, что в возрасте 6-7 лет я воспитывался в детском доме, которым тогда заведовал Владимир Иванович Герасимов. Многие воспитанники, я был в их числе, настолько любили Владимира Ивановича и уважали его, что считали своим вторым отцом. И он к нам, детдомовцам, относился по-отечески – с душевным теплом и заботой.


Когда менял паспорт, попросил изменить отчество на Владимирович как дань уважения и признания дорогому для меня человеку. Таким образом, из Нармуханбетова Василия Халитовича я превратился в Талалова Василия Владимировича. К прежним фамилии и отчеству я так и не привык, они были для меня чужими, а вот новые прижились сразу, как тут и были, – признался Василий Владимирович.

Придя на приём к Владимиру Ивановичу Герасимову, который к тому времени был вторым секретарём райкома, я, обрисовав ситуацию, попросил помочь с трудоустройством. Готов был работать на любой должности, лишь бы зарплата была достойной.


Выслушав меня, Владимир Иванович позвонил своему брату, Михаилу Ивановичу Герасимову, директору Хвалынского завода гидроаппаратуры. Михаил Иванович, узнав, что я фельдшер, стал отнекиваться, мол, на заводе нет медпункта, куда я его дену…


Но Герасимов-старший быстро свернул этот разговор: «Ты меня услышал?! Я тебе сказал – трудоустрой!» и положил трубку. Шёл «роковой» для меня сентябрь 1978-го года.


Начальник отдела кадров завода по фамилии Коровкин предложил мне поработать в качестве снабженца, предупредив, что большую часть времени я буду проводить в командировках. Без особых раздумий я согласился, потому что размер зарплаты (145 рублей) был решающим фактором.
Став заводским снабженцем, объездил весь Советский Союз вдоль и поперёк. Едва вернувшись из очередной командировки, получал новое задание для поездки в другой конец нашей необъятной Родины. Вряд ли ошибусь, если скажу, что из всех, тогда живущих хвалынчан, я единственный, кто, исколесив столько дорог, преодолев немыслимые расстояния, много чего повидал и узнал.
Специфика работы открыла во мне неведомые доселе коммерческие и дипломатические способности – научился договариваться, решать разные вопросы, находить выходы из сложных ситуаций. Некоторое время спустя мне предложили должность заместителя директора завода по снабжению. Николай Васильевич Шишенков, уходя на пенсию, помог мне вникнуть во все тонкости и специфику этой должности. Словом, очень меня поддержал.


Поддержка была оказана и другими ведущими заводскими специалистами: главным инженером завода Валерием Лаврентьевичем Салата, начальником ОТК Валентином Владимировичем Новожениным, заведующим техническим отделом Николаем Яковлевичем Потаповым. Вообще мне в жизни очень везло на хороших людей, настоящих профессионалов, щедро делившихся профессиональным и житейским опытом!


ХВАЛЫНСКАЯ ПТИЦЕФАБРИКА И ТРЕСТ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ


Своей заводской работой и зарплатой (достигала до 300 рублей) я был очень доволен, но из-за производственного конфликта с директором завода и отчасти из-за своей принципиальности (неудобной чертой моего характера) я уволился по собственному желанию. Шёл сентябрь 1982 года.


Моим новым местом работы стала Хвалынская птицефабрика, славившаяся тогда своими трудовыми достижениями. Меня приняли заместителем директора птицефабрики, но, так как в штатном расписании такой должности не было, оформили старшим экономистом по материально-техническому снабжению.


Имея годовой государственный план 7,5 миллионов штук яиц, коллектив птицефабрики ежегодно перевыполнял плановое задание. На мой взгляд, это происходило благодаря управленческому таланту директора Анатолия Михайловича Краснова и слаженному, высокопрофессиональному коллективу.


Падёж птицы был минимальным, гораздо ниже допустимого планом показателя. Во многом это происходило за счёт созданных технологических и санитарных условий, а также старанию сотрудников на всех уровнях. Весь производственный процесс был автоматизирован, начиная с кормления и поения птицы, заканчивая удалением навоза за пределы цеха.


Анатолий Михайлович Краснов был руководителем новой формации, внедрял в производство инновационные процессы, которыми в те времена не пользовались на птицефабриках регионального и даже республиканского значений. Достаточно привести один из многих показательных примеров.


В городе Пятигорске был завод, на котором производили двухуровневые куриные клетки, позволяющие давать вдвое больше продукции на одной цеховой площадке и отвечающие всем требованиям для автоматизации производственного процесса. Вот только вся продукция этого завода отправлялась на экспорт – в страны социалистического содружества. Советские птицефабрики на такие клетки даже не претендовали.


Краснов, будучи в московской командировке, добившись приёма в высокие министерские кабинеты, сумел убедить ответственных товарищей в необходимости экспериментального внедрения образцов технологичного оборудования. Как бы то ни было, а чудо-клетки были доставлены в Хвалынск и установлены в цехах на нашей птицефабрике.


В Саратовском сельхозуправлении сначала не поверили в сей факт, а когда убедились в его реальности – премного обиделись на Краснова: как дерзнул и посмел через голову начальства такие вопросы решать?! Краснов прикинулся простачком, мол, я много лет такие клетки у вас просил, вы говорили, что это невозможно. Я попробовал, и… не поверите, получилось, уж извиняйте!


К сожалению, с началом перестройки и экономических экспериментов, многие предприятия в стране, в том числе и хвалынские, прекратили своё существование. Не удержался на плаву и городской трест общественного питания, где Василий Талалов трудился в качестве заместителя директора с сентября 1987 по 1992 год. Общепит играл в жизни города важную роль: обеспечивал бесперебойную деятельность столовых, в том числе и школьных. Работали цеха: кондитерский, колбасный, лимонадный, – радовали жителей свежайшей и очень вкусной продукцией.


Увы, газетный формат не позволяет подробно описать последующие годы деятельности Василия Талалова, но они были не менее интересными и плодотворными. Василий Владимирович, рассказывая о своей жизни, подчеркнул один важный момент.

Никогда не был членом коммунистической партии, но благодарен ей, нашей стране и людям, за то, что помогли мне, подкидышу, выжить, вырасти, получить образование и стать полезным для общества человеком. Всегда об этом помнил и при любой возможности старался отблагодарить наших земляков, совершая добрые дела и поступки. Помогал нуждающимся с сантехническим и электрооборудованием, сам покупал и монтировал, причём безвозмездно. Из своих скромных пенсионных накоплений поэтапно в 2019-2020 годах отремонтировал автобусную остановку «По требованию» (в посёлке «Южный»).


А ещё Василий Владимирович пишет некрологи о дорогих его сердцу людях, размещая их в газете «Звезда». Это платная услуга, но он считает важным делом от чистого сердца помянуть добрыми словами заслуженных и уважаемых им земляков.


Разменяв восьмой десяток жизни, Василий Талалов говорит, что все положенные мужчинам земные дела он исполнил с перевыполнением: дом построил, вырастил четверых детей, посадил яблоневый сад. Но жизнь продолжается и нужно ежедневно совершать хорошие дела – большие или маленькие… неважно. Главное – творить добро другим во благо, тогда и твоя жизнь будет наполнена добрым светом.


Алексей КАРПОВ