Сто лет назад, 15 марта 1924 года, в Хвалынске от пересечения двух линий Лбовых и Куляевых, ведущих своё начало из глубин времён и пространств, появилась третья, имя её – Георгий Иванович Лбов. Эта линия в свою очередь пересеклась с искусством, и от этой встречи родилась рукотворная красота. Георгий Иванович, как «малые голландцы», не писал больших работ, в его пейзажах почти никогда нет широких панорам, которые, казалось бы, «диктует» хвалынский ландшафт.
Он всегда умел выделить родное себе в этом бесконечном мире пространств. Это редкое качество, свойственное людям внутренне гармоничным, умеющим в природе находить соответствие своей душе. И в этом он продолжатель левитановской традиции. Любовь к Левитану Георгий Иванович пронёс через всю свою долгую жизнь. Связь с натурой у него любовная, невозможная без лирики, без сердечного трепета и замираний души. Это то, что почти побеждено в «громком» искусстве нашего века «бури и натиска». А тут что-то тихое, но поражающее точностью попадания.
очтительно и с восхищением следовать за природой – означает писать под диктовку Бога, повторять за Ним некий отрывок из Его великой Книги. Вот это растворение в подчинении природе было знакомо Георгию Ивановичу. Ему было неведомо непослушание. Он всю жизнь прислушивался к голосу природы, в одиночестве смотрел на небо, на звёзды, на чистую воду в родниках, цветы, деревья, травы. У него никогда дома не было орущего телевизора или радио. Он всю жизнь вёл диалоги с птицами, животными, детьми. Много лет он преподавал в изокружке в Доме пионеров и заражал тишиной, порядком, покоем, постоянством и прочностью – всем тем, чего мы лишены в этой безумной, уродующей душу гонке, которая называется повседневностью.
Мастер тональной живописи
Георгий Иванович – последователь тональной живописи, в которой все цвета отличаются друг от друга в основном по светлоте, а главный контраст – контраст света и тени. Георгий Иванович – один из немногих художников, работавших на пленэре в Хвалынске, который ставил задачу наиболее точно передать состояние дня, зависимость природного освещения от времени суток. Неслучайно в названиях работ часто обозначено именно временное состояние природы «Вечерний сад», «К вечеру», «Сумерки над Волгой». Действительно, один и тот же пейзаж можно написать светлее (выше по тону) и темнее (ниже по тону). В этом заключено основное правило классиков тональной живописи: передавать верные тоновые отношения, которые меняются в зависимости от освещения. И, как в мелодии: в низком ли, в высоком ли тоне её сыграть, она останется той же мелодией, так и здесь каждая краска кладётся на холст в согласии с другими тонами. Крупнейший русский пейзажист ХХ века Николай Петрович Крымов в качестве камертона для верной передачи тоновых отношений использовал пламя зажжённой свечи, сравнивая с тоном пламени все тона в пейзаже.
Георгия Ивановича тоже был свой «камертон», чаще всего им являлись белые цветы майских яблонь в саду. Весенние цветущие сады – любимый его мотив. Для изображения света художник тональной живописи может пользоваться белой и жёлтой красками, других «светящихся» красок в арсенале художника нет. Только с помощью белого и жёлтого, сгущая тени, он может получить свет, похожий на природный. Все цвета «равняются» на этот «правофланговый» свет. В пейзажах Георгия Ивановича нет ни одного манерного, банального, условного цвета, который бы вносил неизбежный диссонанс: всё десятки раз изучено, подмечено в природе, обдумано и с редким мастерством очищено и опоэтизировано в творческом процессе.
В картинной галерее имени Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина 17 апреля собравшиеся вспоминали Георгия Ивановича. Ещё в 2009 году к 85-летию художника, при его жизни, сотрудники музея сделали фильм «Романтик реализма», в котором Георгий Иванович сам рассказал о своём детстве, учёбе в художественном училище и институте, о своей работе с детьми.
В фильме участвовали и его ученики, сделавшие искусство своей профессией – Сергей Серов и Александр Дьяков. Один из них, Дьяков, поделился своими воспоминаниями о своём учителе, давшем ему когда-то «путёвку в жизнь». Собравшиеся отметили: в каких бы техниках и жанрах ни работал Георгий Иванович Лбов, он не стремился к внешним эффектам в живописи. В его скромных работах окружающий мир просто живёт так, как воспринимала его участливая душа Георгия Ивановича.
Валентина БОРОДИНА