Как правило, все интервью с учителями происходят по стандартной «дорожной карте», с набором традиционных по своей предсказуемости вопросов: как вы стали учителем, почему выбрали именно этот предмет, что самое трудное в вашей профессии… Во время нашего телефонного общения с учителем русского языка и литературы школы села Поповка Тамарой Рябовой всё было иначе.
Тамара Александровна оказалась необычайно интересным собеседником, настолько легко вела разговор, что все «типичные» вопросы отпали сами собой.
В большинстве случаев учителями сельских школ становятся люди приезжие, оказавшиеся тут волею судьбы или распределения. Кто-то, отработав положенный срок, уезжает, другие пускают корни, считая эти места и людей, на них живущих, любимыми и родными.
Мои предки (по отцовской линии) жили в селе Ершовка, которое из-за последствий строительства и запуска Саратовской ГЭС в 1967 году прекратило своё существование. Мой дед – фронтовик-орденоносец, дошедший до Берлина, как и многие его односельчане, перевёз семью в Хвалынск. Работал в АТП и, будучи мастером на все руки, выполнял плотницкие и слесарные работы, за что снискал людское уважение и трудовую славу.
Его сын и мой отец, став инженером, перевёз семью по месту работы – в село Елшанка, где и прошли мои детство и юность. У моей мамочки была мечта – стать учителем, но в силу разных обстоятельств она оказалась невыполнимой для неё.
И так сложилось, что мамина мечта стала моей путеводной звездой, определившей мою судьбу. В 1988 году, окончив Саратовский государственный педагогический институт имени Федина, имея на руках диплом учителя русского языка и литературы, я вернулась домой. Виктор Владимирович Малётин, возглавлявший тогда городской отдел народного образования, предложил на выбор два места работы: в посёлке Возрождение и селе Поповка. Конечно, выбрала Поповку, село мне очень нравилось, к тому же оно находилось совсем рядом с родительским домом.
Никогда не забуду начальный этап моей педагогической карьеры. В коллективе приняли очень тепло, коллеги делали всё, чтобы процесс адаптации прошёл быстро. Ребята из 6-го класса, для которых я стала классным руководителем, были искренне рады новому учителю и делали всё, чтобы ничем не огорчить меня. За это я им до сих пор благодарна.
Во время учёбы в институте, проходя практику, мне приходилось общаться со школьниками, никаких сложностей и проблем на уроках не возникало, и это придавало уверенности. Но иногда, приходя на школьные занятия уже в качестве полноправного учителя, неоднократно ловила себя на мысли: «Неужели ты стала такой взрослой?!»
В 1990-е годы классы в поповской школе были многолюдными, нагрузки серьёзными, но я была счастлива от понимания, что у меня всё получилось, я состоялась как учитель.
Сейчас в школе обучается 41 человек, в классе, где я руководитель, – 7 учеников. Кроме основной работы, я ещё заместитель директора по воспитательной работе.
Ребята у нас замечательные! Недавно читала им отрывки из романа Александра Фадеева «Молодая гвардия», хотя сейчас это произведение не входит в школьную программу. Дети с заметным волнением узнавали о подвиге молодогвардейцев – практически их сверстников, которые противостояли захватчикам на Донбассе, где и сегодня, спустя восемь десятилетий, происходят схожие исторические события…
18 сентября у меня был день рождения, событие, которое я не старалась афишировать, особенно на работе. Каким приятным и радостным было моё удивление, когда, придя в школу, услышала столько поздравлений, столько слов благодарности и добрых пожеланий от учеников и коллег. А сколько красивых букетов из осенних цветов мне было подарено от чистого сердца! Ради этого стоит жить и работать!
Алексей КАРПОВ