Если перефразировать слова из известного кинофильма, то можно шутливо сказать, что все люди делятся на технарей и гуманитариев. Евгения Игоревна Дёмина, учитель математики школы № 3, с полным правом причисляет себя к технарям, потому что с юного возраста чувствовала «музыку» цифр, тягу к системному анализу и математическим расчётам. И по её признанию, уже в старших классах твёрдо знала, что будет бухгалтером или учителем математики.
В конечном итоге выбрала второй вариант… и вот уже 22 года преподаёт математику в школе, прививая любовь к этой точной науке своим ученикам. Об этом и состоялся наш разговор.
? Евгения Игоревна, по Вашим наблюдениям, кого из числа современных школьников больше, технарей или гуманитариев?
— Здесь нельзя ответить однозначно. В одном классе больше ребят, которые показывают успехи в математике, в другом меньше. Вообще деление на технарей и гуманитариев весьма условное и существует только благодаря нашим убеждениям. Мозг не ограничивает сферу человеческих интересов — его возможностей хватит на всё. Не стоит сразу сдаваться под тяжестью ярлыков, если с первого раза не получается.
? Вспоминаю свои школьные годы, и в голове всплывают примеры с «кошмарными» уравнениями из домашнего задания, которые не могли решить даже крепкие «ударники»… Математика – дисциплина системная, если что-то не понял или пропустил, то уже потом учебный процесс становится сущим адом.
— Вы правы, точные науки (дисциплины) требуют ответственного и серьёзного к ним отношения. Вообще учёба – это тяжёлый труд, где постоянно нужно прилагать усилия. И нельзя потворствовать «оправдательным» эмоциям, где в качестве аргумента часто звучат такие фразы: «мне это не нужно», «мне это никогда не пригодится». Возможно, что и не пригодится, но в том-то и заключается ирония жизни, что никогда не знаешь заранее, что пригодится, а что нет. Ты получи багаж знаний, предусмотренных общеобразовательной программой, а жизнь всё расставит по своим местам!
? Педагоги во время интервью достаточно часто говорят про любимых учителей, которые, «заразив» их своим примером, стали решающим фактором при выборе профессии. А у Вас есть такие ученики-последователи?
— Не буду брать на себя смелость, утверждая, что последователи есть, но, по крайней мере, два моих ученика выбрали именно эту стезю. Один из них – Сергей Румянцев – сейчас учится в институте на учителя математики. Другой, Роман Николаев, получает образование заочно и работает в нашей школе. Он учитель математики и информатики, преподаёт в нашей «Точке Роста», приобщая ребят к роботехнике и другим новым направлениям.
? По Вашему мнению, современные ученики отличаются от тех, кого Вы учили в начале педагогического пути?
— Безусловно, отличаются! Они стали раскованнее, раскрепощённее что ли, прагматичнее. Возможно, из-за страха перед ЕГЭ или желания поскорее овладеть профессией и начать самостоятельную жизнь большая часть учеников после девятого класса поступает в колледжи. Сейчас это повсеместная тенденци
? Евгения Игоревна, что бы Вы хотели пожелать коллегам накануне профессионального праздника?
— Благодарных учеников, способных ценить наш нелёгкий, но такой необходимый труд. Здоровья, благополучия, оптимизма, простого человеческого счастья и много маленьких житейских радостей.
Беседовал Алексей КАРПОВ