Полковнику пограничной службы, нашему земляку, охранявшему дальневосточные границы, Вячеславу Михайловичу Устинову 11 декабря 2024 года исполнилось 70 лет. Солидный возраст, к которому Вячеслав Михайлович пришёл не только с военными наградами за безупречную службу, но и с приличным творческим багажом. Ведь Устинов — не только «настоящий полковник», но и художник, член Профессионального союза художников России. Поэтому его юбилей на родине отмечен выставкой в картинной галерее «На своём берегу».
Название не случайное, ведь Вячеслав Михайлович — профессиональный военный, пограничник, с юности выбравший «свой берег», и он не только охраняет его, но и запечатлевает разные уголки этого «берега» и обитающих на нём людей. Он пополнил плеяду художников-воинов, достойными представителями которой были Павел Федотов, Николай Ярошенко, студийцы-грековцы. После окончания Высшего пограничного командного училища КГБ СССР им. Ф.Э. Дзержинского (г. Алма-Ата) в 1976 году ему довелось охранять дальневосточную границу, затем волей судьбы он оказался на острове Сахалин, но крепкими нитями Вячеслав Михайлович всегда был связан с саратовской землёй, ведь Хвалынск – его малая родина. Сюда, после странствий по стране, вернулся «отставной пограничник», пополнив редеющие творческие ряды.
Рисовать Вячеслав Михайлович начал с детства, но не получил профессионального образования по ряду житейских причин: он в девять лет остался сиротой и воспитывался в детском доме №3. В школьные годы его способности были замечены учителем ИЗО школы №1 Виктором Ивановичем Кочетковым, поддержавшим его занятия рисованием. Однако когда встал вопрос о выборе профессии, Вячеславу посоветовали военную стезю, которая могла помочь встать на ноги, закалить характер и волю одинокому юноше. И хотя Вячеслав избрал военную профессию, занятий изобразительным искусством он не бросал, в свободные минуты рисовал карандашом окружающие пейзажи, делал наброски со своих однополчан. Систематические занятия рисованием, общение с художниками, чтение книг по искусству, учёба у главного учителя – Природы не только расширяли его кругозор, но и разнообразили палитру, раздвигали жанровые рамки. Многолетний творческий труд дал свои плоды: в 2020 году Вячеслав Михайлович стал членом Профессионального союза художников России. Хотя и раньше зрители никогда не подвергали сомнению профессиональную оснащённость Вячеслава Михайловича, и мало кто из его земляков-художников имел за плечами такой же большой выставочный багаж, свидетельствующий о творческой насыщенности его жизни. Добившись признания профессионалов, Устинов не превратил свой дар в средство зарабатывания денег, а остался бескорыстно преданным искусству, продолжил писать для радости, для души, для приумножения красоты в жизни. Выйдя в отставку и вернувшись на родину, Вячеслав Устинов не только не оставил своих занятий живописью, но и обогатил их новыми темами из военного прошлого и по велению сердца в память о великом и мужественном поколении, сражавшемся на полях войны, написал портреты всех маршалов Великой Победы.
На выставке можно увидеть саратовские, хвалынские, сочинские, есентукские (художник часто отдыхает на Кавказских Минеральных Водах) пейзажи, но и, конечно, дальневосточные – они служат «свидетелями» его путешествий по стране. Вячеслав Михайлович остро чувствует состояние природы и умело передаёт его в своих работах. Некоторые его пейзажи хочется назвать «саврасовскими» по тонкости передачи тональных оттенков. Его близость к мастерам русской живописной школы и мирового искусства заключается не в копировании и заимствовании, а в непосредственности восприятия натуры, что было свойственно художникам прошлого. В этом заключается бесхитростная мудрость художника, искренность его щедрой души. Вячеслав Михайлович будто «вяжет», будто «плетёт» художественную ткань, тщательно прорабатывает холст, старается нюансами цвета и динамикой фактуры передать состояние в природе. Таковы его хвалынские мотивы, связанные с впечатлениями от зимних окраин города, плавно перетекающих в предгорья, или летних волжских. Художника увлекла передача атмосферы: в его пейзажах ощутимо состояние влажности воздуха или его морозной разреженности.
Натюрморт демонстрирует изобретательность Устинова в поисках средств выразительности. Предметы его натюрмортов, как актёры на сцене: в их абсолютном «молчании» хорошо слышны «голоса» фактурных характеристик предметов: прозрачность стекла, хрупкость фарфора, мягкая атласная нежность цветочных лепестков, бархатистость абрикосов, влажный блеск ягод… Часто он пишет цветы в природной среде – на даче или на подоконнике открытого окна на фоне зелени сада; в них удивляет точность взаимодействия натюрморта и световоздушной среды. За этими натюрмортами чувствуется большая школа.
К 145-летию со дня рождения К.С. Петрова-Водкина Вячеслав Михайлович сделал более 20 копий натюрмортов нашего земляка, таким образом изучив его новаторский подход к этому жанру, что не могло не сказаться на собственных работах, внеся в них высокую ноту. Устинов знает многих европейских мастеров прошлого, преломляя их творчество через свой взгляд.
Вячеславу Михайловичу все жанры по плечу, даже портрет. Его привлекают, как правило, люди, отличающиеся ответственностью за дело, любовью к профессии и чувством долга. Частыми героями его портретов становятся военные люди, его однополчане, товарищи, медики. Для его портретов характерны «говорящие» фоны, часто Устинов изображает атрибуты профессии портретируемого и не только в фоне, но и в одежде. Но самые пронзительные портреты созданы с близких людей: изображая их лица в свете, он усиливает их внутреннюю светозарность, свою любовь к ним. Таковы портреты его жены, сына, дочери и внука.
Живопись Устинова убедительна. В его работах нет каких-то художественных приёмов, специально привлекающих внимание зрителя. Но в них выражена тихая любовь к своей земле и к людям.
Валентина Бородина
- Хвалынск простился с воином Рустамом Гибадуллиным
- Из Хвалынска на Большую Сцену: Как Илья Зюзин Стал Частью Волшебного Мира Юрия Куклачева