Незримая нить, связующая поколения

9 июня 2025 года, в следующий за Троицей понедельник, православные христиане  отмечают праздник – День  Святого Духа. Для прихожан Крестовоздвиженского храма  этот день особый. Почему? С ним связана история Свято-Троицкого мужского  монастыря. Обратимся к страницам его летописи.

Подворье в честь Живоначальной Святой Троицы было официально учреждено 6 января 1903 года. В августе этого же года подворье возглавил выпускник Казанской Духовной Академии иеромонах Виктор (Островидов). С его именем связаны первые годы существования подворья. На  плечи иеромонаха Виктора (Островидова) легли и многочисленные ремонтные и строительные работы, и благоустройство территории,  и поиск насельников.

В это же время в  трёх  верстах от Хвалынска, в живописном лесном ущелье у родника, полным ходом шло обустройство скита. Все достаточно быстро устроилось, и  в  1904 году на высоком холме среди леса была возведена небольшая скитская церковь, освященная в честь преподобного Сергия Радонежского.

Спустя несколько месяцев, 25 января 1905 года, иеромонах Виктор был  переведён в Русскую Духовную миссию в Иерусалиме, но в своём сердце всегда хранил тёплую память о Хвалынске и мечтал вернуться в этот маленький волжский городок.

Позже иеромонах Виктор стал наместником Александро-Невской Лавры, епископом Глазовским, претерпел многочисленные аресты и лагеря, закончив свой земной путь в 1934 году на Севере, в ссылке.

После иеромонаха Виктора (Островидова) настоятелем подворья стал священноинок Серафим, а в 1907 году иерей Михаил Платонов. В 1908 году подворье было преобразовано в самостоятельный Свято-Троицкий монастырь, где в сентябре 1911 года было 16 иноков и 14 послушников.

Весной 1913 года наместником Хвалынского Свято-Троицкого монастыря стал игумен Анатолий (Белоус), бывший ранее наместником саратовского Алексиевского мужского скита. Отец Анатолий останется в обители до её закрытия в страшные годы богоборчества.

С Хвалынским Свято-Троицким монастырём связаны судьбы преподобномученика Нифонта (Выблова), который здесь  в  1913 году был пострижен в монашество и прожил в обители до 1925 года, и преподобномученика Софрония (Несмеянова), поселившегося в монастыре в 1917 году и пробывшего там до середины 1918 года.

В начале 20-х годов прошлого века председателем церковного совета Свято-Троицкого монастыря стал мирянин Александр Медем, пользовавшийся непререкаемым авторитетом у горожан. С монастырем связаны практически все последние годы трагической судьбы Медема. Здесь венчали и отпевали его близких, пела на клиросе дочь, проходила его неустанная молитва.

На престольный праздник в монастыре сложилась традиция – совершать крестный ход  к Сергиевскому скиту. Один из них описала дочь Медема, Александра: «Красивый и веселый праздник Троица. В этот день, часов в 5 утра, из монастыря в скит отправлялся крестный ход. Переулками, закоулками, затем по ковыльным холмам шли мы с пением. Но в самом скиту замолкали, уступая место одним монахам. Церковка маленькая, всех не вмещает. Но в ограде, под сенью берез, привольнее. После обедни архимандрит служил молебен над источником…» Это воспоминание о крестном ходе 1927 года.

Летом 1928 года,  путешествуя по Волге, у Медемов останавливался иерей Василий (Надеждин). Он преподавал Закон Божий детям Александра Медема –  Федору и Софии. Известно, что иерей Василий (Надеждин) посещал Свято-Троицкий монастырь и Сергиевский скит.

В 1929 году Александр Медем был  выслан в Сызрань, где в конце 1930-го года оказался в одной тюрьме с отцом Нифонтом. Там же, в заключении, они и скончались в 1931 году.

Монахи были арестованы и сосланы, кому-то удалось  вернуться в Хвалынск. Последние из насельников Свято-Троицкой обители были арестованы и расстреляны в 1937 году по  «делу хвалынских церковников».

Что же стало со скитской церковью в лесу? Её разрушили, а на развалинах скитской церкви в лесу еще в 1970-е годы можно было увидеть огарки свечей и иконки, оставленные старушками-молитвенницами.

Такова трагическая история  Свято-Троицкого монастыря Хвалынска. Но память о нём  и о  святых новомучениках, молившихся в стенах обители, жива.

5 июня 2017 года в  Хвалынске восстановлена традиция крестного хода в праздник Троицы,  который ежегодно  совершался на нашей земле до 1928 года. Впервые, спустя многие десятилетия,  православные христиане Хвалынска  крестным ходом  во главе с благочинным Хвалынского округа протоиереем Виталием Колпаченко направились от Крестовоздвиженского храма к часовне Свято-Троицкого мужского монастыря, где отец Виталий совершил молебен и освятил часовню, так как она была возвращена Церкви в апреле 2017 года. Затем крестоходцы направились к часовне во имя преподобного Сергия Радонежского, которая находится на территории бывшего монастырского скита. Именно по этому маршруту на престольный праздник и ходили крестным ходом наши благочестивые предки.

Теперь такие крестные ходы  совершаются в Хвалынске каждый год. И в 2025 году 9 июня, в День  Святого Духа, по хвалынской земле прихожане Крестовоздвиженского храма  вновь совершат крестный ход к Святому источнику, ранее называемому  «Живоносным».

Крестный ход – выражение духовного единства верующих. Приглашаем жителей нашего города  и района принять участие в крестном ходе 9 июня, чтобы  почувствовать радость общей молитвы и ощутить незримую связь времён.

Традиция крестных ходов  становится одним из символов возрождения Святой Руси. «Россия спасется крестными ходами», –  так говорил в своих поучениях преподобный Серафим Саровский, и  святой праведный Иоанн Кронштадтский,   и старец Николай Гурьянов,  наш современник, тоже были убеждены в этом.

Автор: Евдокимова Л.Г.

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Отказаться