Тридцать лет назад мне пришло письмо от Марии Яковлевны Сырцовой, уроженки села Елшанка. В нём она просила установить по старой групповой фотографии, которую нашла у своего дяди Петра Илларионовича Шитова, имена и фамилии своих односельчан – участников колхозного строительства в двадцатые-тридцатые годы XX века. «Уцелел ли кто-нибудь из них после раскулачивания?» – спрашивала Мария Яковлевна. Ответить на этот вопрос было непросто, потому что живых свидетелей уже не было.
«Красные» делегаты
Фотография 1925 года – это своеобразный портрет Времени, который расскажет о нём лучше всяких историков и аналитиков. На ней – 120 делегатов, избранных на сельских сходах, приехавших в Хвалынск на очередной Волостной съезд Советов. «Красные» делегаты – люди разные: сельские интеллигенты (их называли «красными» агрономами, «красными» учителями), молодые активисты – комсомольцы, партийцы. А также крестьяне, работавшие на земле до седьмого пота. Умудрённые жизненным опытом седобородые старики – люди степенные, серьёзные, поверившие в Советскую власть, которая «путь земле укажет новый». Одеты кто во что горазд: в комиссарские кожанки, поддёвки, толстовки, пиджаки, посконные рубахи. На ногах – лапти, сапоги, ботинки. На головах – кепки, фуражки, кички.
«Делегаты выступали с речами: «Нам дали землю!» – говорил один. «В наших избах стало светлее: вместо лучины – керосиновая лампа», – рассказывал другой. «Деревня пробудилась от векового сна. Вперёд, друзья, вперёд! Научимся владеть книгой, как серпом!» – призывал третий. На съезде делегаты требовали, чтобы в деревню присылали больше книг, журналов, обуви, предметов быта. Обсуждали вопросы землеустройства, говорили о формах перехода на коллективное пользование. На съезде попросил слова американский журналист Альберт Рис Вильямс. Назвав крестьян «детьми земли», он восторженно делился впечатлениями после съезда: «Продажные буржуазные писаки утверждают, что съезды в Советской России проходят скучно, вяло! Побывал бы кто-нибудь из них на съезде Советов в Хвалынске!» (Из книги Ю. Песикова «Американский Колумб на Волге»)
Поиски нового пути
Действительно, Великая Октябрьская социалистическая революция разворошила деревню, встряхнула медвежий угол. Сельские жители потянулись к новому: громкие читки газет в избах – читальнях, спектакли по пьесам А. Н. Островского, ликбезы, собрания. И, несмотря на разруху, голод, тиф, люди обращались прежде всего к земле – матушке. Только она могла спасти, накормить и напоить человека.
В 1921 году елшанские крестьяне организовали на речке Терешке артель, состоящую всего из 13 дворов. Назвали её «Заря рассвету». Взяли во владение реквизированную водяную мельницу Серова. Но в ближайший паводок плотину снесло – рухнула мечта о богатой жизни. Активисты и организаторы этой артели Иван Шигин, Ефим Винихин и другие приуныли, и вскоре артель распалась. Потом стали создавать коммуны на хуторах, вдали от села, но, не имея опоры, они тоже быстро заканчивали свою деятельность. Более устойчивыми оказались артели, созданные в 1922 – 1923 годах. Ветврач Яков Фёдорович Винихин создал артель из крестьян села Елшанка тоже на Терешке. Артель была небольшая, работящая, поэтому быстро встала на ноги. А в 1923 году на «нарезки» за село Поповка вышли крестьяне во главе с Сергеем Пивиковым. О проблемах и трудностях в работе артелей рассказывали на Волостном съезде Советов делегаты-руководители – их лица мы можем увидеть на старой фотографии.
Колхозу – быть!
Осенью 1928 года беднота Елшанки объединилась в кооперативное товарищество посевщиков зерна «КИМ». По выработанному ими Уставу колхозники проживут 30 лет. К этому году артели стали богатыми хозяйствами, поставляющими свою продукцию на регулируемый Советами рынок. Так что в Хвалынском районе колхозы появились не на голом месте. Они поглотили сельхозартели – воплощение ленинского кооперативного плана.
Девяносто лет исполнилось бы колхозу «40 лет Октября» 14 октября 2019 года. Это дата образования колхоза.
В солнечный тёплый день 14 октября 1929 года к 12 часам на Базарную площадь стали приходить одетые по-осеннему люди, все оживлены. Ведь сейчас должен решиться вопрос: быть или не быть колхозу? Вскоре около 1000 человек собралось на площади. Павел Иванович Рубизов объявил общее собрание крестьян открытым. Леонид Иванович Колесников, член партии, заведующий сельхозотделом, разъяснил крестьянам цели и задачи колхоза, права и обязанности вступающих. Много было задано вопросов, особенно женщинами-вдовами, мужья которых погибли в годы гражданской войны: «Как мы будем жить в колхозе, если у нас в хозяйстве одни только рабочие руки?» Бывший волостной старшина Кондрашов спросил: «А не рано ли задумали колхоз, нет ведь способного крестьянина, который смог бы руководить таким большим хозяйством? Куда сведём лошадей? Где будем хранить рядовки, жнейки? Надо подождать, отложить». Александр Иванович Рубизов, красногвардеец, в прошлом спасшийся с баржи смерти, ответил: «Организация колхоза нам не страшна. Москва – большая деревня, и то не сразу строилась». Долго обсуждали крестьяне свою будущую жизнь, затем стали писать заявления: кто по желанию, кто по принуждению. Вошли все, кроме трёх семей. К вечеру вынесли постановление:
Мы, крестьяне с. Елшанка, добровольно вступаем в колхоз.
Необходимо обобщить крестьянские земельные наделы, лошадей, уборочные машины, деревянные амбары.
Для руководства колхозом избрать правление колхоза в составе 7 человек: Тюрина Ивана Фёдоровича, Рубизова Павла Ивановича, Рубизова Александра Ивановича, Винихина Ивана Фёдоровича, Шайтанова Петра, Барышева Фёдора Степановича, Пудикова.
На следующий день, перебрав многие названия, решили назвать колхоз «Факел социализма». Председателем избрали ленинградца, 25-тысячника Самсонова. И начали строить жизнь на коллективных началах», – вспоминал ветеран колхозного движения Степан Иванович Митёнков.
Двадцать делегатов , организаторов и активистов колхозного строительства Елшанки, можно увидеть на фотографии 1925 года. В четвёртом ряду (в пиджаке, белой рубашке с галстуком) – первый комсомолец села Якшин Михаил Иванович, впоследствии писарь волостного управления, секретарь райкома, объявленный врагом народа в связи с процессом по Промпартии, погибший на передовой в годы Великой Отечественной войны в штрафном батальоне. Третий справа в предпоследнем ряду – Тюрин Иван Фёдорович, председатель сельского Совета, в 1937 году посаженный в тюрьму за несогласие с линией партии, где был доведён до самоубийства. В середине во втором ряду (в фуражке) – Шигин Иван Яковлевич, о котором потом напишут в газете: «Арендатор трёхпоставной мельницы, имеет наёмных рабочих, торговец, содержатель хлебопекарни. Осуждён, расстрелян». Но это будет потом. А в 1925 году они были живы, полны оптимизма и желания строить новую жизнь.
С клеймом «враг народа»
Коллективизация в селе – самая трагическая страница истории. Большевики нисколько не сомневались в генеральной линии партии, упрямо и неуклонно проводили в жизнь политику, под корень вырубая трудовое крестьянство, кормившее страну хлебом и мясом. «Во время хлебозаготовок у народа забирали всё, до зёрнышка, так что весной сеять было нечем, кормить детей тоже нечем. У Шитова детей много, все больные, он один семью кормил, а с него требовали: сдавай зерно! Уполномоченных боялись, как огня, так же, как и активисток в красных косынках из женотдела, – рассказывал Шестопалов Пётр Дмитриевич. – И ещё хуже: вынуждены были тайком вечерами возвращаться с тока с пшеницей в карманах под страхом попасть на 10 лет в тюрьму». Закон 1932 года оглушал своей беспощадностью и жестокостью: «Расстрел с конфискацией имущества или лишение свободы на10 лет». Это был трагически известный закон о пяти колосках. Хлебозаготовительная кампания стала настоящей войной с крестьянством.
Начался голодомор. Местная газета публикует сообщения о случаях людоедства в селе Елшанка. На кладбищенских холмах умерших от голода бросают в ров – не было сил хоронить по-человечески, да и некому. Заметки анонимных авторов в газете «Большевистский путь» в тридцатые годы пестрят разоблачениями врагов народа: «В колхозе «Факел социализма» классовый враг направил свои действия против комбайна. Бригадир третьей бригады Сазонов, табельщик Шестопалов (в прошлом раскулаченный) систематически занимались кражей хлеба из-под комбайна. Шестопалов умышленно запутал учёт трудодней, недодавая норму хлеба крестьянам, открыто агитировал против комбайна на уборочной. Нарсуд приговорил их к лишению свободы на 5 лет. Надо очистить руководство бригад от классово чуждых элементов! Н.Г.».
Более десяти миллионов жертв раскулачивания и искусственного голода как средства «коллективизации», осуждённых за контрреволюционные и другие опасные преступления: незаконную торговлю хлебом во время голода, бегство из охваченных голодом территорий, сбор колосков, опоздание на работу; расстрелянных без суда и следствия, репрессированных как «лишенцы» и члены семей «врагов народа»! Среди них – елшанцы. Я о них не раз писала в газете «Звезда». Их имена есть и на сельском обелиске жертвам политических репрессий. Например, братья Криушины, которым приказали вывести лошадей на ранний сев в поле; лошади замёрзли, а братьям дали по 10 лет, объявив «чужаками». Удалось установить ещё несколько фамилий жителей Елшанки, неугодных советской власти, попавших под молох репрессивной кровавой мясорубки. Это семьи Исаевых и Гришина Т.Ф., не вернувшиеся из ссылки, Барышев П. И., Кривов, Шохонов И.Т., Старов Ф.И., Горячев С.И., Шигин Е.Я., Бахаревы, Шестопалов Д.Е., Автономов Ф.П.
Арестовали и многих «красных» делегатов Волостного съезда Советов из с. Елшанка, не пожалели никого: ни крестьян, ни руководителей, проводивших «сплошную». А тем, кто уцелел из двадцати: Сониной М. И., Горячевой Е., Бирюковой Е. И., Сальникову В.Т., Кузовёнкову Н., Клеймёнову А.П., Парфёнову О.В., Одинаркину М.П. и другим колхозникам, – предстояло с потом и кровью претворять в жизнь слова Сталина, произнесённые им в середине 30- х годов: «Жить стало лучше, товарищи, жить стало веселее!» А разве могло быть иначе, если «история громко и властно сказала: «Страна не вернётся назад никогда!»
Н. А. Дорофеева