Жизнь – штука интересная… Иногда она преподносит нам сюрпризы и даже хорошие. В последнее время население нашего района стремительно сокращается – и это факт, но за счёт туристического потенциала Хвалынска наблюдается и небольшой приток. Так, например, село Подлесное давно облюбовали под дачи балаковцы. Раньше – под дачи, а в связи с пандемией и на ПМЖ. Вот о такой удивительной семье, проживающей в Подлесном сегодня, и пойдёт речь.
Небольшой домик на краю села, пёстрая клумба и яркие маки, хозяйка встречает чаем и вкусняшками, воздух пропитан ароматами лета…
– Семейный театр – это уже не такая уникальная вещь, как всегда казалось… Татьяна, как вы решились на такое? Простите за нескромный вопрос…
– В деле я, наверное, с пяти лет, – смеётся Татьяна. Пряталась в картонную коробку и показывала спектакли ещё более мелким, своим первым зрителям. Окончила Хабаровский театральный институт, но куклы не отпускали… На сегодняшний день нашему театру – 38 лет. Изначально всё было немного иначе, не было коммерческой цели, мы же по-другому жили, совсем в другой стране. Я была художественным руководителем Балаковского театра «Досуг». Вела кружок кукольного театра. Ходившие ко мне детки неожиданно выросли, один поступил в театральный институт и стал режиссёром Саратовского ТЮЗа, другой работает в театре. Когда наступили девяностые, пришлось выкручиваться, и кукольный театр «Золотое крылечко» встал на коммерческие рельсы.
– Неужели в 90-е кого-то интересовал кукольный театр?
– Работали в основном по детским садам, дети есть всегда. Билеты недорогие, родителям такую сумму не жалко. Тем более сами приезжали на место – не надо никуда ходить. Подрастал сын Артём. Он не был похож на артиста – совершенно спокойный, рассудительный. Однажды попросил роль – и я откликнулась. Он играл медведя – живьём, в костюме, особо ничего не делал, но дети визжали от восторга. Ребята его просто залюбили… И всё, стал играть. Начала подбирать под него роли, и неожиданно он стал прекрасным актёром.
– А куклы? Это же очень дорогостоящая составляющая часть… Кто вам их делает? И где берёте для них истории?
– Всё сама. Тёма делает декорации, подбирает музыку. Все сказки у меня авторские, мои, даже «Колобок». Понимаете, современные дети другие. Старыми сказками их не удивишь, не заманишь, слишком просты сюжеты. Хочешь быть интересным – придумывай. Можно создавать по мотивам народных сказок, можно – с чистого листа. Последний спектакль называется «Здравствуй, Мурзик-Новый год». Про котёнка, которого выгнали из дома под Новый год за то, что исцарапал новый диван. А другой, домашний котёнок, решил ему помочь: найти кошачьего Деда Мороза, который исполняет все желания, чтобы у каждого бездомного котейки был свой дом.
Всего спектаклей более тридцати. Темы рождаются по-всякому, бывает гуляю и вижу выброшенную мягкую игрушку. Подбираю, отмываю, реставрирую, а потом для них рождаются истории. Не выбрасывайте игрушки – они не хотят на помойку, отдайте их лучше в садик или ещё куда-нибудь. Тема добра обязательна для всех детских спектаклей – ведь сейчас учат быть успешными, индивидуальными, да Бог весть какими… А быть добрым очень важно, важно научиться сочувствовать, сопереживать чужому горю, и учить этому нужно обязательно с детства.
Кукол делаю без выкройки, персонаж рождается из идеи. Каким я его вижу, таким он и будет. Трудно объяснить мастеру характер куклы, как я это чувствую, поэтому всё сама.
В одной сказке может быть задействовано до пятнадцати кукол. Всего их, наверное, больше сотни, не могу сказать точно… Никогда не считала.
– А где живут куклы? Где в квартире можно найти столько места?
– У нас было помещение – театр, но в связи с тем, что аренда дорогая, куклы переехали в коробочки. И живут у старшего сына в специально отведённом помещении. Скоро в Балакове должен открыться новый современный детский садик с театральной студией. Возможно, мы и переедем туда. А снимать помещение – это непозволительная роскошь для кукольных театров сегодня. Ведь билеты нельзя сделать дорогими – наши зрители в основном дети.
– Вы работаете вдвоём с сыном, а персонажей у вас огромное количество, трудно говорить разными голосами? И сложно ли удержать детское внимание?
– Нет, мы уже привыкли за столько лет. Обычно нас все слушают очень внимательно, ведь наши сказки близки к современным реалиям, соответственно и понятны детям. Бывает, конечно, что какой-то двухлетний малыш может отвлекаться, но и для этих случаев есть различные приёмы.
– Как вы переживаете пандемию?
– Да никак… Всё закрыто, понятно, что в садике не посадят вместе 50-60 детей, чтобы посмотреть спектакль. Становится невыгодно работать. Можно, конечно , онлайн, но монетизировать это очень сложно. Мы не уходим в Интернет – мы просто уходим… Очень сложно сейчас говорить о будущем, наверное, не только нам, а всем, кто сам.
Мы всё же надеемся, что такие театры обязательно выживут, ведь они нужны нашим детям, нужны, чтобы растить хороших и добрых взрослых людей.
Татьяна Ушакова