Пандемия меняет нашу жизнь не в лучшую сторону. Сложно приходится всем. Как выживают в такой ситуации частные театры и не только выживают, но и развиваются нам рассказал Егор Покровский.
В гимназии нас встретили Егор и Петрушка, который не мог удержаться от общения. Да и как кукольник может прийти на интервью без куклы? Петрович хлопал в ладоши и по всему видать рад был нас видеть и даже разрешил взять себя на ручки. Впервые, честно говоря, держала на руках такую известную личность.
– Егор, как «Лель» переживает всеобщую изоляцию?
– Потери от пандемии, конечно, огромны. Если раньше в месяц давали, как минимум, 5 спектаклей (иногда и 15-20), то на данный момент на территории нашего региона мы вообще не имеем возможности играть. 31 октября в Самарской области состоялась премьера нашего спектакля «Маленький принц» в рамках грантового проекта, благотворительные гастроли при поддержке фонда «Президентских грантов» и АО «Апатит» Балаковского филиала ФОСагро. На декабрь в Тольятти у нас в планах «Скрябин. Божественная поэма» и в Самаре «Пушкин. Твиттер. Инстаграм». Но, по всей видимости, эти спектакли придётся снимать, так как эпидобстановка ухудшается повсеместно. Сейчас невозможно ничего планировать, и для нас это самое страшное. Если раньше за полгода, а порой даже за год уже знал, куда поедешь и какой спектакль повезёшь, то сейчас не знаешь, что будет завтра.
Как ни крути, участие в грантовых конкурсах накладывает определённые обязательства. Поэтому недавно у нас состоялась сдача спектакля «Маленький принц» в актовом зале гимназии, а буквально вчера мы сдали «Гадкого утёнка» – это дебютная режиссёрская работа Ксении. Сдали, чтоб вы понимали, – отыграли на камеру.
Мы переходим в онлайн. Но, чтобы это сделать, нужна качественная видеозапись. Это уже практически телеверсия спектакля, для этого необходимы 3-4 камеры, хороший монтаж и так далее.
– Ого, это же совсем другая история… Удаётся всё сделать на уровне?
– В своё время я окончил курсы киномонтажа, с этой технологией знаком. Но приходится не один день снимать и не один день монтировать. На самом деле это очень сложная работа. Онлайн – совсем другой способ существования, другое всё.
Понимаете, театр – не кино, не телевидение. И без реального, живого, настоящего зрителя ничего не бывает. И неважно, детский спектакль, не детский, кукольный, драматический – это все нюансы. Тяжелее всего, когда ты несколько месяцев не играешь, потом играешь. Как спортсмен, должен быть в форме всегда.
С марта мы на таком, можно сказать, «осадном» положении. Тут ещё другая сторона – финансовая. Если бюджетные учреждения получают зарплату, пусть и минимальную, то понятно, что частники – нет.
– Грантовая поддержка – это реальный способ выжить в этих непростых условиях?
– На данный момент – да. Наш театр «Лель» ведёт очень активную грантовую деятельность. Сравнительно недавно, в сентябре, мы выиграли конкурс благотворительного фонда Владимира Потанина. Будем делать теневой веб-спектакль «Гуси-лебеди» и записывать двойной компакт-диск с аудиосказками народов мира. Кроме нашей постоянной труппы, в записи будет участвовать режиссёр из Санкт-Петербурга Мария Сер-ская , преподаватель РГИСИ, и наш хвалынский парень, который на данный момент учится в колледже искусств в Саратове, – Максим Макаров.
– А что нужно для постановки теневого спектакля, кроме новых кукол? Кстати, куклы всегда должны быть новые к каждому спектаклю или можно использовать персонажей из предыдущих?
– Понятно, что тут важен свет, прожекторы, фонарики, лучи. Кукол делает наш художник Александр Зеленюк, к каждому спектаклю новые . Когда спектакль только рождается (это главное отличие театра кукол от других ), режиссёр должен до момента репетиции и даже читки иметь представление и чёткое понимание, какими возможностями и способностями должна обладать та или иная кукла, её технологию и, конечно же, характер. Это всегда очень детально продумывается, потом работает сценограф, делаются эскизы, завершает эту цепочку художник-технолог по куклам.
– А чем отличается кукольный театр от театра кукол?
– В театре кукол играют профессиональные артисты, работающие через куклу. Кукла – символ человека. Кукольный театр – игрушечный театр, это когда мы собрались, чтобы поиграть в куклы. Это каждый может. В театре кукол – играют через куклу, даже самую простую куклу актёр снабжает своим нервом, пластикой, максимально её развивает, чтобы передать характер, темперамент.
Мы рассказываем через куклу. Кстати, это необязательно работа с куклами. Бывает, это пластическая работа. Например, в спектакле «Скрябин. Божественная поэма» есть сюжет, где актёр управляет другим актёром, как марионеткой. На сцене два живых настоящих артиста.
– Очень жаль, что мы не можем увидеть ваши спектакли у себя… А вообще было в планах что-то у себя в регионе?
В Саратовской области должен был пройти фестиваль негосударственных театров «Действующие лица», нам было поручено министерством его организовать. Сергей Егорович – креативный продюсер, я линейный продюсер фестиваля. Изначально фестиваль планировался в режиме офлайн, в нормальном, живом, и должен был проходить на малой и большой сценах Балаковского ТЮЗа. Были многочисленные переносы даты – в итоге всё ушло в онлайн. Теперь это можно будет увидеть на нашем ютуб-канале 20-22 ноября. Я же говорю, сейчас нельзя ничего планировать… Театру очень тяжело без зрителя, нет живого контакта, обмена эмоциями, нет обратной связи. Никакие лайки и комментарии не заменят живого общения. Не дадут таких эмоций, когда к тебе приходят за кулисы, дарят цветы, благодарят или ругают, смеются и плачут над спектаклем.
– Над чем сейчас идёт работа?
– Работы очень много на самом деле… Сейчас работаем над «Анной», это спектакль по поэме «Анна Снегина» Сергея Есенина, это спектакль коллаборация живого плана, кукол и масок. Присутствие живого плана в театре кукол – это очень давняя история, ещё со времён Петрушки. Когда на ширме с куклой работает один артист, а другой комментирует, общается, переспрашивает. Ведь мы помним, что Петрушка-то говорит через пищик (такая пищалка-свистулька, как правило, изготовленная из серебра). Поэтому не все слова и фразы понятны зрителю, и был живой план – актёр, который непосредственно с ним общался.
Кукла – символ человека. Это ведь не про кукол, это про нас. И неважно совершенно, Гадкий ли это утёнок, Лиса Патрикеевна или ещё гусь какой-то – это всё о нас с вами. Через символы идёт представление человека, этим и интересен театр кукол. Он никогда не бывает бытовым, он всегда символ. При этом человек верит. Он плачет, смеётся, сопереживает кукле. И если человек сопереживает кукле – тогда есть надежда, что что-то человеческое в нём ещё сохранилось.